среда, 25 апреля 2012 г.

Основные понятия по литературе


ПОНЯТИЕ О ТЕКСТЕ.
Текст — сочетание предложений (простых и сложных), связанных между собой по смыслу и грамматически.
Возьмём набор предложений, которые не образуют текста: Мы с Наташей учимся в одной школе. Её зовут Жучкой. Фамилия её — Новак. Школа называется гимназией. У Наташи есть собака. Наташа — моя подруга.
Для построения текста (недаром его называют связным) нужно расположить эти предложения в определённой последо­вательности, учитывая смысловые связи между ними. В результате получим следующий текст: Наташа — моя подруга. Фамилия её — Новак. У Наташи есть собака. Её зовут Жучкой. Мы с Наташей учимся в одной школе, которая называется гимназией.
Цельность текста создаётся темой и специальными средствами.
Тема текста — это то, о чём (о ком) в нём говорится. В этом тексте говорится о Наташе. Следовательно, темой этого текста является Наташа. Слово Наташа для этого текста — ключевое.
Ключевые слова прямо называют тему текста или указывают на неё.
Специальные средства связи предложений в тексте: местоимения, повтор слов, однокоренные слова (слова одного корня), вводные слова, интонация (в устной речи) и др. В этом тексте цельность создаётся местоимениями (её, мы, которая), повтором слов (Наташа, у Наташи, с Наташей).
В этом тексте четыре простых предложения и одно сложное.
По строению и значению тексты неодинаковы.
 Основные типы организации речи (устной и письменной) — повествование, описание и рассуждение.

ПОВЕСТВОВАНИЕ.
При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.
Примеры повествования:
1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома...
Темой этого текста является сообщение о действиях лица, на которое указывает ключевое слово — местоимение я.

Темой следующего текста являются действия рыбака и рыбки. Ключевые слова — старик (старичок) и рыбка.
2. Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует...»
(А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.)
В повествовании часто употребляются глаголы, называющие действия, а также слова сначала (прежде всего, в первую очередь и др.), затем (потом, после этого и др.). Заключать повествовательный текст может слово наконец.

ОПИСАНИЕ.
При описании изображаются люди, предметы, животные, птицы, природа и т. д. Описание статично.
Содержание описательного текста можно передать одномоментно, как бы в одном кадре (на фотографии, рисунке, диапозитиве и т. д.). А содержание повествовательного текста можно передать только в нескольких кадрах, через серию картинок.
При описании называется предмет (тема текста) и указываются (описываются) его признаки. Общий предмет речи может конкретизироваться изображением более частных предметов и их признаков. В результате создаётся целостная картина.
Примеры описательного текста:
1. Я люблю осенний лес. Особенно он хорош в солнечный день. На тёмно-зелёном фоне елей выделяются жёлтые берёзы, оранжевые осины и желтовато-красные клёны. Грустно в осеннем лесу.
Жаль, что коротки дни золотой осени!
Темой этого текста является лес. Ключевое словосочетание — осенний лес. Слова ели, берёзы, осины, клёны называют некоторые виды деревьев. В результате создаётся общая картина осеннего леса.
Тема следующего текста — описание Марии. Ключевое слово — Мария. На тему указывает и местоимение она, которое выполняет также роль средства связи частей текста.
2. И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь её бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза;
Её уста, как роза, рдеют.
(А. Пушкин. Полтава.)
При описании часто употребляются прилагательные, существительные со значением оценки (красавица, молодец, красота и др.), слова, обозначающие состояние человека, природы (грустно, холодно, жаль, светает, вечереет и др.). Особенно выразительны описания в художественных произведениях, где часто используются сравнения, олицетворения и т. д.

РАССУЖДЕНИЕ.
При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. Рассуждение требует ло­гически стройной системы доказательств, так как цель рассуждения — убедить адресата (собеседника) в чём-либо, укрепить или даже изменить его мнение.
Рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
1)  тезис (то, что надо доказать);
2)  доказательства (аргументы, доводы);
3)  вывод (общий итог).
Пример рассуждения:
Зачем нужно изучать синтаксис?
Синтаксис нужно изучать для того, чтобы, во-первых, уметь правильно строить предложения и тексты; во-вторых, уметь правильно ставить знаки препинания; в-третьих, выразительно читать и говорить и, наконец, лучше и глубже понимать чужую речь (уметь слушать других людей).
Таким образом, знание синтаксиса помогает совершенствовать устную и письменную речь.
В тексте-рассуждении часто употребляются слова и предложения, которые называют выделенные части и связывают их.
Начинает текст тезис, который иногда имеет форму вопроса. После тезиса (в форме повествовательного предложения) можно поставить вопрос: Почему? Зачем?

Ко второй части легко перейти при помощи одного из следующих предложений: И вот почему. Докажем это. Это можно доказать (объяснить) так. Это можно доказать, приведя следующие аргументы и т. д.
При перечне аргументов можно употреблять вводные слова, в этой части рассуждения уместны сложноподчинённые предложения с придаточными причины (с союзами потому что, так как, ибо и др.).
К выводу можно перейти при помощи следующих опорных слов и предложений: итак, следовательно, значит, таким образом и др.; обобщим сказанное, подведём итоги, что и требовалось доказать и т. п.
Обычно при рассуждении, особенно в художественном стиле речи, используются одно-два средства связи. Например:
Приятели называли его Тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени — он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк. (Ю. Яковлев.)


Литература - понятия и жанры


    ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль.
    ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.
    ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
    ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Виды (жанры) литературы
    КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
    ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
    МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
    ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
    ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
    ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
    ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
    РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
    РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
    ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
    ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Основные понятия
    АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой.
    АВТОБИОГРАФИЯ — произведение, в котором писатель описывает свою жизнь.
    АВТОГРАФ — собственноручно написанная автором рукопись произведения, письмо, надпись на книге, а также собственноручная подпись автора.
    АВТОРСКАЯ РЕЧЬ — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного образа.
    АКМЕИЗМ — литературное течение в русской поэзии нач. XX в.
    АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют имя или фамилию, слово или фразу.
    АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.
    АЛЬМАНАХ — сборник литературных произведений различного содержания.
    АМФИБРАХИЙ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на второй слог.
    АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — вид античной лирической поэзии: стихотворения, в которых воспевалась веселая, беззаботная жизнь.
    АНАПЕСТ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении с ударением на третьем слоге.
    АННОТАЦИЯ — краткое пояснение к содержанию книги.
    АНОНИМ — 1) произведение без обозначения имени автора; 2) автор произведения, скрывший свое имя.
    АНТИТЕЗА — оборот поэтической речи, в котором для выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
    АНТОЛОГИЯ — сборник избранных произведений разных авторов.
    АПОСТРОФА — оборот поэтической речи, состоящий в обращении к неодушевленному явлению как к одушевленному и к отсутствующему лицу как к присутствующему.
    АРХИТЕКТОНИКА — построение художественного произведения, соразмерность его частей, глав, эпизодов.
    АФОРИЗМ — мысль, изложенная кратко и точно.
    БАЛЛАДА — лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.
    БАСНЯ — небольшое произведение с ироническим, сатирическим или нравоучительным содержанием.
    БЕЛЛЕТРИСТИКА — художественные прозаические произведения.
    БЕЛЫЕ СТИХИ — стихи, не имеющие рифмы.
    БЛАГОЗВУЧИЕ (эвфония) — качество речи, заключающееся в красоте и естественности ее звучания.
    БУРИМЕ — стихотворение, составленное по заранее заданным, часто необычным рифмам.
    БУРЛЕСК — шуточное повествовательное стихотворение, в котором возвышенная тема излагается иронически, пародийно.
    БЫЛИНА — русская народная повествовательная песня-поэма о богатырях и героях.
    ВДОХНОВЕНИЕ — состояние озарения, творческого подъема.
    ВЕРСИФИКАЦИЯ — система определенных правил и приемов построения стихотворной речи, стихосложения.
    ВИРШИ — стихи на религиозные и светские темы с обязательной рифмой в конце строки.
    ВКУС ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — способность правильного восприятия, самостоятельного осмысления произведений искусства; понимание природы художественного творчества и умение анализировать художественное произведение.
    ВОЛЬНЫЙ СТИХ — силлабо-тонический, обычно ямбический стих с неравным количеством стоп в стихотворных строках.
    ВОСПОМИНАНИЯ, или МЕМУАРЫ — произведения повествовательной литературы о прошлых событиях, написанные их участниками.
    ВУЛЬГАРИЗМ — грубое слово, неправильный оборот, не принятый в литературной речи.
    ВЫМЫСЕЛ — плод воображения, фантазии писателя.
    ГЕКЗАМЕТР — стихотворный размер в античном стихосложении, в русском — шестистопный дактиль в сочетании с хореем.
    ГЕРОЙ ЛИРИЧЕСКИЙ — лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
    ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - основное или одно из основных действующих лиц, обладающее отчетливыми чертами характера и поведения, определенным отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям.
    ГИПЕРБОЛА — стилистическая фигура, заключающаяся в образном преувеличении изображаемого события или явления.
    ГРОТЕСК — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде.
    ДАКТИЛЬ — трехсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, содержащий ударный и два безударных слога.
    ДЕКАДЕНТСТВО — одно из проявлений модернизма, для которого характерны проповедь бессодержательного искусства, мистика, крайний индивидуализм.
    ДЕТЕКТИВ — произведение приключенческой литературы.
    ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — произведения разных жанров, предназначенные для детей.
    ДИАЛОГ — разговор двух или нескольких персонажей.
    ДИФИРАМБ — произведение восхваляющего характера.
    ДОЛЬНИК — трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
    ЖАНР — исторически сложившееся подразделение совокупности литературных произведений, осуществляемое на основе специфических свойств их формы и содержания
    ЖИТИЕ — в древнерусской литературе повесть о жизни отшельника, монаха или святого.
    ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
    ЗАИМСТВОВАНИЕ — использование автором приемов, тем или идей другого писателя.
    ИДЕАЛИЗАЦИЯ — изображение чего-либо в лучшем, чем в действительности, виде.
    ИДЕЙНЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ — область художественных решений. В него включаются авторские оценки и идеал, художественные идеи и пафос произведения.
    ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.
    ИДИЛЛИЯ — стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь на лоне природы.
    ИМАЖИНИЗМ — литературное течение; имажинисты провозглашали основной задачей художественного творчества придумывание новых образов.
    ИМПРЕССИОНИЗМ — литературное течение; импрессионисты считали задачей искусства передачу непосредственных личных впечатлений писателя.
    ИМПРОВИЗАЦИЯ — создание произведений без предварительной
    подготовки.ИНВЕКТИВА — резкое обличение.
    ИНВЕРСИЯ — оборот поэтической речи, заключающийся в своеобразной расстановке слов в предложении, нарушающей обычный порядок.
    ИНТРИГА — развитие действия в сложном сюжете произведения.
    ИРОНИЯ — скрытая насмешка.
    КАНТАТА — стихотворение торжественного характера, воспевающее какое-либо радостное событие или его героя.
    КАНТИЛЕНА — небольшое стихотворение повествовательного характера, исполнявшееся под музыку.
    КАНЦОНА — стихотворение, воспевающее рыцарскую любовь.
    КАРИКАТУРА — шутливое или сатирическое изображение событий или
    лиц.КЛАССИЦИЗМ — литературное направление (течение) XVII — нач. ХIХ вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам и строгих стилистических нормативах.
    КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - образцовая, наиболее ценная литература прошлого и современности.
    КЛАУЗУЛА — заключительные слоги стихотворной строки, начиная с последнего ударного слога.
    КОДА — заключительный, добавочный стих.
    КОЛЛИЗИЯ — столкновение, борьба действующих сил, вовлеченных в конфликт между собой.
    КОММЕНТАРИЙ — истолкование, разъяснение смысла произведения, эпизода, фразы.
    КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения.
    КОНТЕКСТ — отрывок литературного произведения; необходимый для определения смысла взятых из него слов.
    КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления; литературный прием.
    КОНФЛИКТ — столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.
    КОНЦОВКА — заключительная часть или эпилог литературного произведения.
    КРИТИКА — сочинения, посвященные оценке, анализу и толкованию художественных произведений.
    КРЫЛАТОЕ СЛОВО — меткое выражение, ставшее поговоркой.
    КУЛЬМИНАЦИЯ — эпизод литературного произведения, в котором конфликт достигает критической точки своего развития.
    ЛАКОНИЗМ — краткость в выражении мысли.
    ЛЕГЕНДА — в фольклоре устный, народный рассказ, в основе которого чудесное событие или образ.
    ЛЕЙТМОТИВ — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении.
    ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - область искусства, отличительной чертой которого является отображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
    ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА — дешевые по цене книги с картинками, которыми торговали странствующие коробейники.
    МАДРИГАЛ — лирическое произведение шутливо-комплиментарного или любовного содержания.
    МАСТЕРСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - умение писателя передавать в художественных образах правду жизни.
    МЕЛОДИКА СТИХА — интонационная его организация, повышения и понижения голоса, передающие интонационно-смысловые оттенки.
    МЕТАФОРА — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.
    МЕТОД — основные принципы, которыми руководствуется писатель. Художественными методами являлись реализм, романтизм, сентиментализм и др.
    МЕТОНИМИЯ — замена в поэтической речи названия, явлении, понятия или предмета другим, неразрывно связанным с ним в нашем сознании.
    МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основанная на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. Таким является античное стихосложение.
    МИНИАТЮРА — небольшое литературное произведение.
    МИФ — древнее сказание о происхождении жизни на Земле, о природных явлениях, о подвигах богов и героев.
    МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — оборот поэтической речи; намеренное увеличение количества союзов в предложении.
    МОДЕРНИЗМ — направление (течение) в искусстве, противоположное реализму и характеризующееся отрицанием традиций, условностью изображения и экспериментаторством.
    МОНОЛОГ — речь действующего лица, обращенная к собеседнику или самому себе.
    МОНОРИТМ — стихотворение с повторяющейся одной рифмой.
    МОТИВ — В литературном произведении дополнительные, второстепенные темы, которые в сочетании с основной темой образуют художественное целое.
    МОТИВИРОВКА — зависимость всех элементов художественной формы произведения от его содержания.
    НАЧАЛЬНАЯ РИФМА — созвучие, находящееся в начале стиха.
    НЕОЛОГИЗМ — новое слово.
    НОВАТОРСТВО — внесение новых идей, приемов.
    ОБРАЗ — художественное изображение в литературном произведении человека, природы или отдельных явлений.
    ОБРАЩЕНИЕ — оборот поэтической речи, состоящий в подчеркнутом обращении писателя к герою своего произведения, явлениям природы, читателю.
    ОДА — хвалебное стихотворение, посвященное торжественному событию или герою.
    ОКТАВА — строфа из восьми стихов, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних — смежной.
    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) — прием, при котором неодушевленные предметы, животные, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами
    ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА — строфа, использованная А. С. Пушкиным при написании романа «Евгений Онегин», состоящая из трех четверостиший и заключительного двустишья.
    ПАМФЛЕТ — публицистическое произведение с явно выраженной обличительной направленностью и определенным социально-политическим адресом.
    ПАРАЛЛЕЛИЗМ — прием поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
    ПАРОДИЯ — жанр литературы, политически или сатирически имитирующий особенности оригинала.
    ПАСКВИЛЬ — произведение с оскорбительным, клеветническим содержанием.
    ПАСТОРАЛЬ — стихотворение, описывающее мирную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.
    ПАФОС — ведущий эмоциональный тон произведения.
    ПЕЙЗАЖ — изображение природы в литературном произведении.
    ПЕРЕНОС (енжамбеман) — перенесение окончания законченного по смыслу предложения из одной стихотворной строки или строфы в следующую за ней.
    ПЕРИФРАЗ — замена названия предмета или явления описанием присущих ему существенных черт и признаков.
    ПЕРСОНАЖ — действующее лицо литературного произведения.
    ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ — лицо, от имени которого ведется рассказ в эпических и лироэпических произведениях.
    ПОГОВОРКА — краткое образное выражение, не имеющее синтаксической завершенности.
    ПОРТРЕТ — изображение в художественном произведении внешности персонажа.
    ПОСВЯЩЕНИЕ — надпись в начале произведения, указывающая на лицо, которому оно посвящено.
    ПОСЛАНИЕ — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам.
    ПОСЛЕСЛОВИЕ — дополнительная часть произведения, в которой содержатся пояснения автора к своему творению.
    ПОУЧЕНИЕ — литературное произведение в форме речи познавательного характера.
    ПОЭЗИЯ — художественное творчество в стихотворной форме.
    ПРИБАУТКА — острое словцо или словосочетание.
    ПРИТЧА — назидательный рассказ о человеческой жизни в иносказательной или аллегорической форме
    ПРОБЛЕМА — вопрос, который исследуется писателем в
    произведении.ПРОБЛЕМАТИКА — перечень проблем, затронутых в произведении.
    ПРОЗА — художественное произведение, изложенное обычной (свободно организованной, а не стихотворной) речью.
    ПРОЛОГ — вступление в литературное произведение.
    ПРОТОТИП — реальный человек, чья жизнь и характер нашли отражение при создании писателем литературного образа.
    ПСЕВДОНИМ — вымышленное имя или фамилия писателя.
    ПУБЛИЦИСТИКА — совокупность художественных произведений, отражающих общественную и политическую жизнь общества.
    ПУТЕШЕСТВИЕ — литературное произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии.
    РАЗВЯЗКА — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.
    РАЗМЕР СТИХА — число и порядок чередования ударных и безударных слогов в стопах силлабо-тонического стиха.
    РАПСОД — странствующий древнегреческий поэт-певец, певший под лиру эпические песни.
    РЕДАКЦИЯ — один из вариантов текста произведения.
    РЕМАРКА — пояснение автора по поводу того или иного персонажа, обстановки действия, предназначенное для актеров.
    РЕПЛИКА — ответ одного персонажа на речь другого.
    РЕФРЕН — повторяющиеся стихи в конце каждой строфы.
    РИТМ — систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи (слогов).
    РИФМА — совпадающие по звучанию окончания стихотворных строк.
    РОД ЛИТЕРАТУРЫ — деление по основополагающим признакам: драма, лирика, лироэпика, эпос.
    РОМАНС — небольшое лирическое стихотворение напевного типа на тему любви.
    РОНДО — восьмистишье, содержащее 13 (15) строк и 2 рифмы.
    РУБАИ — формы лирической поэзии Востока: четверостишье, в котором рифмуется первая, вторая и четвертая строки.
    САРКАЗМ — язвительная насмешка.
    САТИРА — художественные произведения, в которых высмеиваются порочные явления в жизни общества или отрицательные качества отдельного человека.
    СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) — стих, В котором произвольно количество ударных и безударных слогов; в его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию стиха.
    СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — в его основу положено одинаковое число слогов в стихотворной строке.
    СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке.
    СИМВОЛИЗМ — литературное течение; символисты создавали и использовали систему символов, в которые вкладывался особый мистический смысл.
    СКАЗ — способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь.
    СКАЗАНИЕ (легенда) — художественное произведение, в основе которого лежит происшествие, имевшее место в действительности.
    СЛОГ — звук или сочетание звуков в слове, произносимое одним выдыханием; первичная ритмическая единица в стихотворной мерной речи.
    СОНЕТ — вид сложной строфы, состоящей из 14 стихов, разбитых на 2 четверостишья и 2 трехстишья.
    СРАВНЕНИЕ — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.
    СТАНСЫ — малая форма лирической поэзии, состоящая из четверостиший, законченных по мысли.
    СТИЛИСТИКА — раздел теории литературы, который изучает особенности языка произведений.
    СТИЛЬ — совокупность основных идейно-художественных особенностей творчества писателя.
    СТИХ — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная
    речь.СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система построения мерной поэтической речи, в основу которой положена какая-либо повторяющаяся ритмическая единица речи.
    СТОПА — в силлабо-тоническом стихосложении повторяющиеся сочетания ударных и безударных слогов в стихе, которые определяют его размер.
    СТРОФА — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных системой рифм и общей интонацией или только общей интонацией.
    СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности.
    ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания художественного
    произведения.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — работа писателя над произведением.
    ТЕМА — объект художественного отражения.
    ТЕМАТИКА — совокупность тем произведения.
    ТЕНДЕНЦИЯ — идея, вывод, к которому стремится привести читателя автор.
    ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ — творческое единство писателей, близких друг другу по идеологии, восприятию жизни и творчества.
    ТИП — художественный образ, в котором отражены основные характерные черты определенной группы людей или явлений.
    ТРОП — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении, смысле.
    УРБАНИЗМ — направление в литературе, занятое преимущественно описанием особенностей жизни в большом городе.
    УТОПИЯ — художественное произведение, повествующее о мечте как о реальном явлении, изображающее идеальный общественный строй без научного обоснования.
    ФАБУЛА — расположение основных событий литературного произведения в их хронологической последовательности.
    ФЕЛЬЕТОН — тип газетной статьи с высмеиванием пороков общества.
    ФИГУРА СТИЛИСТИЧЕСКАЯ — необычной оборот речи, к которому прибегает писатель для усиления выразительности художественного слова.
    ФОЛЬКЛОР — совокупность произведений устного народного поэтического творчества.
    ХАРАКТЕР — художественный образ человека, обладающий ярко выраженными индивидуальными чертами.
    ХОРЕЙ — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом
    слоге.ХРОНИКА — повествовательное или драматическое литературное произведение, отображающее в хронологическом порядке события общественной жизни.
    ЦИКЛ — ряд художественных произведений, объединенных одними и теми же действующими лицами, эпохой, мыслью или переживанием.
    ЧАСТУШКА — небольшое произведение устной народной поэзии с шутливым, сатирическим или лирическим содержанием.
    ЭВФЕМИЗМ — замена в поэтической речи грубых выражений более
    мягкими.ЭЗОПОВ ЯЗЫК — иносказательный, замаскированный способ выражать свои мысли.
    ЭКЛОГА — небольшое стихотворение, изображающее сельскую жизнь.
    ЭКСПОЗИЦИЯ — вступительная, исходная часть сюжета; в отличие от завязки не влияет на ход последующих событий в произведении.
    ЭКСПРОМТ — произведение, созданное быстро, без подготовки.
    ЭЛЕГИЯ — стихотворение, пронизанное грустью или мечтательным настроением.
    ЭПИГРАММА — короткое остроумно-насмешливое или сатирическое стихотворение.
    ЭПИГРАФ — короткий текст, помешенный в начале произведения и поясняющий замысел автора.
    ЭПИЗОД — одно из связанных между собой событий в сюжете, имеющее более или менее самостоятельное значение в произведении.
    ЭПИЛОГ — заключительная часть произведения, кратко сообщающая читателю о судьбе героев.
    ЭПИТЕТ — образное определение.
    ЮМОРЕСКА — небольшое юмористическое произведение в прозе или стихах.
    ЯМБ — двухсложный размер в русском стихосложении, состоящий из безударного и ударного слога.

Сказка – отдельный вид из широкой полоски всей народной повествовательной литературы: такое произведение выполнено в виде прозы или используемое достаточно редко - в стихах. В таком произведении повествуется о вымышленных событиях, используются характерные фантастические приемы.

Сказки различаются на народные сказки и литературные сказки отдельных авторов.

Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках.

По своему внутреннему содержанию сказки весьма разнообразны: народные богатырские, бытовые, былинные, волшебные, сказки о животных и т.п.

Также сказки различают как фантастические, юмористические и сатирические. Любая сказка преследует определенные цели, они могут быть поучительные, либо сказочное повествование служит для развлечения слушателей – детей и взрослых, иными словами такая сказка служит развлекательным целям.

Сказки литературные – сказки рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями.

1. Что    называется     т е к с т о м ?
    ☺ Текст – это  несколько  предложений, связанных  между 
                        собой  по  смыслу  (и  построенных  в  строгой 
                        последовательности  действий).

2. К     каждому    ли     тексту     можно     
    подобрать     з а г л а в и е ?
    ►      Да.   Заголовок  –  «входная  дверь  в  текст».  
        Он   помогает  более  глубоко  оценить  содержание  и  смысл 
           прочитанного.    Заголовок       может       сообщить     о   тех 
           событиях,     которые     произойдут     в      тексте     или   в 
           отдельной  главе  произведения.  Заголовок   может  помочь 
           нам      понять     авторскую     мысль,    смысл      текста      и     
           авторский  замысел.

3. Что     такое     т е м а  ?
     ☺ Тема – это  то, о  чём  говорится  в  тексте.

4.  Как    о п р е д е л и т ь    тему     текста  ?
      ► Тему    текста     можно    определить    по    заглавию    и 
            первому    предложению.

5.  К а к а я    б ы в а е т    т е м а ?
      ► Тема  бывает  УЗКАЯ   и   ШИРОКАЯ.
            Например:  Узкая  тема – Футбол, широкая  тема – Спорт.
                                  Узкая  тема – На  лугу, широкая  тема – Весна.
6. Что  такое  о с н о в н а я    м ы с л ь  текста ?
     ☺ Основная  мысль текста – это  то  главное, о  чём  хотел 
           сказать  автор.
              Например: Так, основная  мысль  текста  «Волк  и       
                                 семеро  козлят»  такая: «Что  бывает, если 
                                 не  слушаться  мамы».

7.     В     какой      части     текста     может     быть  выражена  основная  мысль ?
    ► Основная  мысль может  быть  выражена   в   заглавии,    
           в  одном  из  предложений, в  содержании  всего  текста.

8. Какие  слова  называются  о п о р н ы м и  ?
    ☺ Опорными  называются  слова, которые  наиболее  точно, ярко,   п-лно    раскрывают   главное    в    высказывании.  В   речи  опорные   слова    выделяются   голосом. 
      ► По     опорным     словам  можно  узнать  произведение.
             Например: Дед, баба, курочка, яичко, мышка.

9. Что       такое        п л а н  ?
      ☺ План – это краткая передача основного содержания  текста.

10.  Д л я    ч е г о    нужен    п л а н  ?
    ► План  составляют  для  того, чтобы   передать  содержание   текста  последовательно, не  пропустить  важных  деталей.

11.  К а к    з а п и с а т ь     пункты     плана  ?
           ► Пункты  плана  можно  записать:
                  а)  НАЗЫВНЫМИ  ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
                         Например: 1. Лето.
                                               2. Река.
                                     3. Отдых.
                 
                  б) ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫМИ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫМИ  ИЛИ     
                        ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМИ  ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ
                          Например: 1. Наступило  лето.
                                                2. Сборы  на  речку.
                                                3. Хорошо  отдохнули!

12.  Как    составить    план    текста  ?
        ► а) прочитать  целиком  рассказ, обращая  внимания  на  то, как  он  построен: о  чём  говорится  вначале, какие события  описаны  дальше, чем  заканчивается  текст?
               б) разделить  рассказ  на  смысловые  части (одна  отличается  от  другой  новым  содержанием).
                в) определить  главное  в  каждой  части, отметив  в  тексте  основные  предложения.
                г) перечитать  их; сказать  своими  словами, о  чём  говорится  в  данной  части; подобрать  к  ней  заголовок.
                д) записать  свой  заголовок  к  каждой  части.
                е) проверить  себя  по  книге, определить, отражает  ли  заголовок  главное, не  пропущено  ли  что-либо  важное.

13. На  какие  части  делится  большой  текст?
       ► Большой    текст    делится     на     части,   передающие  законченную    мысль.

14.   Как    в    тексте    выделяются      законченные 
 мысли ?
► Законченные  мысли  в  устной  речи  выделяются    
     ПАУЗОЙ, на  письме – АБЗАЦЕМ.

15.  Что       такое     а б з а ц   ?
      ☺ Абзац – это  начало  новой  мысли  (на  письме  - новой 
            красной  строки),  сложного  по  содержанию  текста.

16.  Какие    существуют    т и п ы    текстов ?
       ☺ Повествование, описание, рассуждение.

17.   Какой  текст  называется  повествованием?
       ☺ Текст-повествование – это  текст, в  котором  о  ком-то 
              или  о  чём-то  рассказывается. К  нему  можно   поставить 
              общий  вопрос   ЧТО,  ГДЕ,  КОГДА  СЛУЧИЛОСЬ?

18. Из  каких  частей  состоит  текст- повествование?
          ► Текст-повествование  состоит  из  трёх  частей :
                - начала (зачина);
                - основной  части;
                - концовки.

19. Какой  текст называется  о п и с а н и е м  ?
       ☺ Текст-описание – это  текст, в  котором  кто-то  или     что-то      описывается.
              В  нём  нет  событий  и  действующих  лиц.
              В   описании  автор  изображает  внешний  вид  предмета,     
              его   характер, повадки, составные  части  и  красоту.
              К  тексту-описанию  можно  поставить  вопрос  КАКОЙ?

20.  Из  каких  частей  состоит  текст-описание?
         ► Текст-описание  состоит  из  двух  частей:
1)      часть, в  которой  передаётся  общее  впечатление 
         от  предмета;
2)      часть, в  которой  раскрываются  признаки предмета, указывается  его  назначение, даётся  оценка.

21.   Каким  может  быть  описание ?
         ► Описание может  быть  ХУДОЖЕСТВЕННЫМ,
              ДЕЛОВЫМ    И    НАУЧНЫМ.

22.  Что    называется    с р а в н е н и е м ?
       ☺ Сравнить  два  предмета – это  значит  указать, чем  эти 
              предметы  похожи  и  чем  они  отличаются.
          ► Бывают    сравнения,    гиперболы  (преувеличения).
                Например:  Стоит  слон,  будто  серая  гора 
                                    высится: ноги  как  брёвна, уши  как  два 
                                    паруса.                                      (Е.Чарушин)

23.Какой  текст  называется  р а с с у ж д е н и е м ?
           ☺ Текст-рассуждение  –  это   связный   текст,  в    котором     
                 что-то  обсуждается, разъясняется.  К   такому    тексту 
                  можно  поставить  вопросы:  ПОЧЕМУ?  ЗАЧЕМ?

24.  Из  каких  частей  состоит  текст-рассуждение?
        ► Текст-рассуждение  включает  обычно  три  части:
1.       То, что  доказывается.
2.       Доказательство.
3.       Вывод.
25.             Что  пишут  в  форме  рассуждения?
      ► В  форме  текста-рассуждения  пишут  научные 
             статьи, отчёты.
            В    них    часто   встречаются    такие   сочетания  слов:
            «потому   что»,  «это    объясняется    тем,  что …», «и 
             действительно  ...»    и   подобные.
26.  Когда  используются  о л и ц е т в о р е н и я  ?
       ► О л и ц е т в о р е н и я    используются      при    описании 
             неодушевлённых   предметов   и   явлений,   придавая      
             им   признаки    и     свойства     живых    существ.
                       Например:  Лучи    солнца,    играя    и     улыбаясь,
                                           купаются    вместе    с    воробьями.

27.  Какие    бывают    с т и л и      р е ч и  ?
       ► 1. Разговорный  стиль  речи
 (непринуждённое, без строгой последовательности высказывание  мысли   в   кругу   друзей).
               2. Научный  стиль  речи
(изложение    мыслей   и   фактов  в  строгой  последовательности, доказательно,   точно).
              3. Деловой  стиль  речи
(строгость,   точность,   сухость    изложения    при    написании  заявления,   автобиографии).
              4. Художественный  стиль  речи
(образность,    конкретность     описания     отдельных деталей, занимательность   сюжета,  выразительность   авторской речи).

28.  Что     такое     т е к с т – и н с т р у к ц и я ?
        ☺ Текст-инструкция – это текст, в  котором  рассказывается,     
               как    что- то    сделать  (инструкция    по    изготовлению 
               игрушки,   инструкция    по    ремонту    велосипеда  …).
 
29.   Т е к с т – п р и г л а ш е н и е 
► обязательно    должен      содержать    в    себе     уважительное  обращение к  гостю, чему  посвящается    приглашение,   просьбу   (если  есть),   дату,  время,     место      праздника      и     обязательно  подпись  (от    кого     приглашение).
30.  Как    подготовиться    к     и з л о ж е н и ю ?
      ◦ Прочитай текст.
      ◦ Определи  его  тему.
      ◦ Выдели  основную  мысль.
      ◦ Найди  в  тексте  опорные  слова  и  словосочетания.
      ◦ Раздели  текст  на  части.
      ◦ Озаглавь  каждую  часть.
      ◦ Составь  план.
      ◦ Найди  и  объясни  написание  слов,  которые  нужно
        проверить.
        ◦ Внимательно  перечитай  текст. Обрати  внимание  на 
         точное  употребление  слов  и  словосочетаний.
        ◦ Напиши  изложение (пересказ).
      ◦ Проверь  свою   работу.

31.  Р а з б о р     т е к с т а .
     
       1. Название  текста.
       2. Узкая  тема.
       3. Широкая  тема.
       4. Основная  мысль.
       5. На  какой  вопрос  отвечает  текст 
           (что делает? какой? почему?).
       6. Части   текста  (зачин, основная  часть, концовка).
       7. Опорные  слова.
       8. Количество  абзацев.
       9. Тип текста
           (повествование, описание рассуждение).
       10. Стиль  речи  (научный, разговорный, официально-          
             деловой,  художественный).
        11. План.  


В текстах  выделяются структурно-смысловые компоненты:

– название (заголовок),

– введение, 

– основная часть, 

– заключение. 


 






Комментариев нет:

Отправить комментарий