четверг, 19 апреля 2012 г.

Тесты по чтению. Умение работать с информацией



Тест по литературному чтению к ЕГЭ
Этот тест ориентирован на стандарт, разработанный научно-педагогическим объединением ”Образование для всех”. В основном тест не выходит за рамки традиционных требований, предъявляемых к учащимся начальной школы. В основу тестовых заданий, кроме требований стандарта, положены сформированные в процессе теоретической экспертизы представления о желательном уровне подготовки учащихся, обеспечивающим им возможность успешного обучения в дальнейшем. Эти задания позволяют оценить уровень подготовки наиболее продвинутых групп учащихся.
В тесте два варианта, эквивалентных по структуре и сложности для учащихся.
Каждый вариант теста состоит из двух частей. На тест отводится два урока. Каждая часть выполняется учащимися в течение одного урока. В основном задания теста имеют форму, привычную для учащихся начальной школы и предусматривают выполнение учащимся задания и запись результата в традиционной форме, исходя из требований самого задания.
Вы должны будете оценить правильность выполнения каждого из заданий теста или способ его выполнения при заполнении электронной матрицы фиксирования результатов тестирования учащихся, отметив знаками "+" ,"-", 0 итоги выполнения этого задания учащимся.
Успешность выполнения учащимися тестовых заданий и объективность полученных результатов в значительной степени зависят не только от уровня владения проверяемыми знаниями и умениями, но и от психологической готовности к выполнению тестовых заданий в отведенное на это время. В связи с этим перед проведением тестирования обязателен вводно-мотивационный и технологический инструктаж учащихся.
Во время тестирования Вы должны оказывать учащимся посильную помощь по форме выполнения заданий, поясняя, если это необходимо, что от них требуется в этом задании.
Ход выполнения заданий не должен комментироваться в момент проведения тестирования. Содержание заданий теста и ход их выполнения можно обсудить только после сдачи работ всеми учащимися.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕСТА
На тест отводится два урока. Тест состоит из двух частей. Каждая часть выполняется учащимися в течение одного урока. Каждому ученику выдается отдельный экземпляр теста, с которым он и будет непосредственно работать. Учащиеся должны быть обеспечены ручкой. Это единственное, что им понадобится в ходе тестирования. После проведения первой части теста работы учащихся собираются. На следующем уроке учащимся выдаются листки с заданиями второй части. Обязательное условие: учащийся не должен на втором уроке сменить вариант. На первом уроке теста распределите учащихся по вариантам. Раздайте им в соответствии с этим, листочки с заданиями теста (вариантов всего два). Распределение по вариантам проведите традиционным образом. На втором уроке сохраните выбранный вами способ распределения учащихся по вариантам. Проследите за тем, чтобы все учащиеся писали на втором уроке тот же вариант, что и на первом. Не забудьте проверить, чтобы все учащиеся подписали свои листочки с заданиями теста.
Основная задача учителя во время тестирования - максимально обеспечить самостоятельную работу каждого учащегося, минимизировать влияние “коллективного разума” на результаты тестирования. С этой целью целесообразно обратить внимание ваших учащихся на то, что при оценивании результатов тестирования вы учтете самостоятельность выполнения теста, а в течение всего тестирования будете тщательно за этим следить, отмечая всех учащихся, работавших совместно.
Постарайтесь сформировать у учащихся положительное отношение к тестированию, нацельте их на достижение максимально высоких результатов. Будет неплохо, если все учащиеся попытаются выполнить все задания теста.
Сразу после раздачи учащимся текстов с тестовыми заданиями обратите их внимание на объем предстоящей работы, отметьте, что справиться с ней смогут только те из них, кто будет действовать организованно и не будет отвлекаться на консультации с соседом. Посоветуйте выполнять задания в последовательности, предложенной в тесте. Лучше, если учащиеся не будут задерживаться слишком долго на одном задании. В случае если ученик не может выполнить очередное задание, он должен переходить к следующему. К заданиям, вызвавшим затруднения, можно вернуться, когда ученик выполнит все остальные задания.
Постарайтесь ответить на все вопросы до начала тестирования так, чтобы во время работы учащиеся не отвлекались на вопросы, касающиеся формы заданий. На вопросы, касающиеся содержания, вы отвечать не должны вплоть до сдачи работы последним учащимся.
Время, которое вы потратите на организационную работу, не должно включаться во время, отведенное на тестирование учащихся.
Сразу после окончания тестирования соберите вместе обе части теста, выполняемые одним учащимся. Далее рассматривайте этот материал как одно целое.  Разложите работы учащихся по вариантам. Для каждого варианта предусмотрена своя матрица фиксации результатов тестирования.
Предлагаем Вам варианты теста:
ТЕСТ ПО ЧТЕНИЮ            1 вариант
Школа                    Класс                    Фамилия, имя                                                

Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами интересная работа. Вам предоставляется возможность проверить, насколько хорошо вы научились читать в начальной школе.
При выполнении теста Вам понадобится только ручка. Внимательно читайте все задания теста и указания по их выполнению. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.
Все задания выполняйте прямо на этих страничках.
Часть I (задания 1-17)
Указания
Ниже приведен текст. Внимательно прочтите его. Постарайтесь четко и кратко ответить на все вопросы теста.
Записывайте свои ответы на специально отведенных местах в тесте, сразу после слова «Ответы».
Виктор Хмельницкий
- Очень интересно, - начал Лягушонок, - придумать что-нибудь такое!... А потом это увидеть!
- Плод воображения, - поддержал, подпрыгнув, Кузнечик.
На поляне собрался весь цвет поля и леса.
Здесь были голубые васильки, алые маки, белые бабочки, красные в белую точечку божьи коровки и так далее и тому бесподобное...
Кузнечик решил придумать слона.
Большого-большого слона!
«У меня, наверно, самый большой плод воображения!» - не без тайной гордости подумал он.
Но Кузнечик напрасно тайно гордился.
Белая Ромашка придумала облако. А облако очень часто бывает больше, чем слон.
Ромашка придумала облако такое же белое, как она сама.
«Если уж что-то придумывать, - решил Лягушонок, - так очень приятное...»
И придумал дождь  и лужи.
Божья Коровка придумала солнце.
На первый взгляд, это очень просто. Но только на первый... А если на второй или на третий? Наверняка глаза заболят!
-Ну, кто что придумал? - спросил через некоторое время Лягушонок.
(Переверни страничку)
- Я придумал большого-большого слона! - громче обычного объявил Кузнечик.
- А я  - белое-белое облако, - сказала Ромашка. И увидела белое- белое облако в голубом прозрачном небе. - Вон облако! - воскликнула Ромашка. - Как раз такое, как я придумала!
Все посмотрели вверх и стали завидовать Ромашке. Но чем ближе подплывало облако, тем сильнее оно напоминало большого-большого слона.
- Вот он, мой слон! Это я его придумал! - обрадовался Кузнечик.
А когда над поляной из облака-слона вдруг пошел дождь и появились лужи, заулыбался Лягушонок.
Вот уж у кого улыбка действительно до ушей!
И, конечно... конечно, потом появилось солнце.
- Это я его придумала! - Божья Коровка от счастья не знала, куда себя деть. Но потом догадалась - залезла на Ромашку и - улетела!
Задание  1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в данном тексте (обведите в кружок верный ответ).
Ответы:
А. Весна          Б. Лето                      В. Осень          Г. Зима
Задание  2. Где происходит действие, описанное в данном тексте?
Ответы:
Действие происходит _______________________________________________
Задание  3. Что решили сделать Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка?
Ответы:
Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка решили ________________
___________________________________________________________________
Задание  4. Как ты думаешь, почему слова Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка автор написал с большой буквы?
Ответы:
Лягушонок, Кузнечик, Ромашка и Божья Коровка - это ___________________
___________________________________________________________________
Задание  5. Перечисли главных героев этого текста.
Ответы:
Главные герои - это__________________________________________________
Задание  6. Как бы ты озаглавил этот текст?
Ответы:
Это текст можно озаглавить так_______________________________________
___________________________________________________________________
Задание  7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст (обведи в кружок верный ответ)?
Ответы:
А. Повесть       Б. Рассказ                 В. Сказка         Г. Пьеса     
                         Д. Басня
Задание  8. На сколько частей по смыслу делится этот текст? Покажи цифрами прямо в тексте, где начинается каждая часть.
Ответы:
В этом тексте я выделил ___________частей.
Задание  9. Озаглавь выделенные тобой части.
Ответы:
Первая часть называется: ____________________________________________
___________________________________________________________________
Вторая часть называется: ____________________________________________
___________________________________________________________________
Третья часть называется:_____________________________________________
___________________________________________________________________
Четвертая часть называется:__________________________________________
 (Напиши названия только для того количества частей, которое ты реально выделил.)
Задание  10. Составь план, по которому можно рассказать данный текст.
Ответы:
План
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 11. Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Лягушонка. Подчеркни в тексте слова, которые тебе об этом рассказали.
Ответы:
Лягушонок, был ____________________________________________
___________________________________________________________
(Переверни страничку)
Задание 12. Какими словами ты бы мог охарактеризовать автора этого текста. (Обведи в кружок верное. Если нужно, допиши свое).
Ответы:
Автор этого текста Виктор Хмельницкий - человек веселый, чуткий к красоте, наблюдательный, общительный, открытый, строгий, доверчивый, мудрый, ироничный, смелый ..._______________________________________________
Задание 13. Кратко объясни, почему всем героям удалось увидеть то, что они придумали.
Ответы:
Всем героям удалось увидеть то, что они придумали, потому что ...
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 14. Говоря о васильках, маках, бабочках и божьих коровках, автор написал « и так далее и тому бесподобное» Что это означает, и как изменится смысл, если написать «и тому подобное»?
Ответы:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 15. Что имел в виду автор, говоря «... собрался весь цвет поля и леса». Когда еще можно так сказать? Приведи пример.
Ответы:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 16. Назови тему данного произведения.
Ответы:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 17. Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.
Ответы:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Часть II (задания 18-22)
Указания
Внимательно читайте все задания теста и указания по их выполнению. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.
Записывайте свои ответы на специально отведенных местах в тесте.
Задание  18. Назови любимые тобой произведения, относящиеся к различным жанрам.
Ответы:
Название сказки:____________________________________________________
ее автор (если он есть)_______________________________________________
Название рассказа:__________________________________________________
его автор___________________________________________________________
Название повести:___________________________________________________
ее автор____________________________________________________________
Название стихотворения:_____________________________________________
его автор__________________________________________________________
Название пьесы:____________________________________________________
ее автор___________________________________________________________
Задание  19 Перечисли 5 стихотворений, которые ты знаешь наизусть. Запиши фамилию автора и название. (Будь готов рассказать их на ближайшем уроке.)
Ответы:
1-ое стихотворение (его название):__________________________________
его автор __________________________________________________________
2-ое стихотворение (его название):____________________________________
его автор__________________________________________________________
3-е стихотворение (его название):_____________________________________
его автор__________________________________________________________
4-ое стихотворение (его название):____________________________________
его автор__________________________________________________________
5-ое стихотворение (его название):____________________________________
его автор__________________________________________________________
(Переверни страничку)
Задание  20. Закончи пословицы.
Ответы:
1. Тише едешь______________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Книга - книгой, а__________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Не имей______________________________________, а имей_____________
___________________________________________________________________
4- Без труда________________________________________________________
___________________________________________________________________
5. Старый друг_____________________________________________________










Задание  21. Укажи, из какого типа книг могли быть взяты эти тексты. Соедини стрелочкой текст с типом книги.
Текст
Тип книги
1. Глобус, - а, м. Наглядное пособие - вращающаяся модель земного шара или другого сферического небесного тела. Глобус Луны, Небесный глобус (модель небесной сферы)
А. учебник
2.                                                        Все спали, и только соловей пел...
- Для кого ты стараешься? - спросила у соловья бабочка. - Ведь тебя никто не слышит.
- А ты? Я пою для тебя! - улыбнулся соловей.
С тех пор и появились ночные бабочки.
Б. Словарь
3.                                                        Лист бумаги и карандаш, стол и стулья были когда-то деревьями в лесу, а любые железные предметы пришли к нам из подземной кладовой - месторождения железной руды.
Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Природа - наш щедрый друг: она отдает нам свои природные богатства.
В. Художественное произведение
 Задание 22. Опиши своего любимого сказочного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать.
Ответы:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Спасибо, молодец!
ТЕСТ ПО ЧТЕНИЮ                2 вариант
Школа                    Класс                    Фамилия, имя                                                

Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами интересная работа. Вам предоставляется возможность проверить, насколько хорошо вы научились читать в начальной школе.
При выполнении теста Вам понадобится только ручка. Внимательно читайте все задания теста и указания по их выполнению. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.
Все задания выполняйте прямо на этих страничках.
Часть I (задания 1 - 17
Указания
Ниже приведен текст. Внимательно прочтите его. Постарайтесь четко и кратко ответить на все вопросы теста.
Записывайте свои ответы на специально отведенных местах в тесте, сразу после слова «Ответ».
Виктор Хмельницкий
Все таяло, а Снежная Баба оставалась пушистой и белой-белой...
- Разве ты не видишь - все тают? - упрекнула Снежную Бабу Сосулька.
- Это что - игра такая? - поинтересовалась Снежная Баба.
- Какая еще игра? - возмутилась Сосулька. -Скоро должны появиться Трава и Листья, распуститься Цветы - мы с ними не дружим.
- А почему мы с ними не дружим? - удивилась Снежная Баба.
- Потому что мы их всех заморозили! - воскликнула Сосулька. И в ее голосе не было и капли сожаления.
- Я никого не морозила, - возразила Снежная Баба. - И потом у меня    нос - морковка, так что мы  - родственники.
Наступила весна.
Сад оделся в зеленый наряд, кое-где появились Одуванчики, а на поляне среде изумрудной Травы, стояла белоснежная Снежная Баба.
Шмели и Бабочки приняли ее сначала за куст Сирени...
Снежная Баба всем приветливо улыбалась  и вскоре со многими подружилась. Только Зайцы ее почему-то недолюбливали даже предлагали съесть, как мороженое. Хотя сами, наверняка, хотели добраться до морковки.
Летом в тени Снежной Бабы отдыхали разгорячившиеся Кузнечики, Божьи Коровки и, конечно, Легкие Ветерки.
Осенью наша Снежная Баба немножко промокла, но зато по бокам у нее появились золотые и красные листочки - она их подбирала!
А потом опять пришла зима.
(Переверни страничку)
На веточке рядом со Снежной Бабой вновь появилась Сосулька.
- Как, ты так и не растаяла?! - увидев Снежную Бабу, изумилась Сосулька. - Это уж слишком!
- Вы только на нее посмотрите! Бесстыдница! - закричала Сосулька. - Другие за нее таять должны, а она гербарий собирает!
- Я сейчас все объясню, только не надо так кричать, - попросила Снежная Баба.
- Что за шум?! - возмутился падающий Снег. - В снегопад должно быть тихо.
- Ах, извини, - извинилась Сосулька и, скрипя, перешла на шепот. Ну, что? Что ты объяснишь?
Но Снежная Баба передумала и решила Сосульке ничего не объяснять.
«Мне нравится, - вдруг заметила за собой Снежная Баба. - Когда в снегопад не слышно ни звука...»
Задание  1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в данном тексте (обведите в кружок верный ответ или ответы).
Ответы:
А. Весна          Б. Лето                      В. Осень          Г. Зима
Задание  2. Где происходит действие, описанное в данном тексте.
Ответы:
Действие происходит ________________________________________________
Задание  3. Что должна была сделать, по мнению Сосульки, Снежная Баба, когда пришла весна?
Ответы:
Снежная Баба должна была___________________________________________
Задание  4. Как ты думаешь, почему слова Сосулька, Снежная Баба, Кузнечики, Шмели и др. автор написал с большой буквы?
Ответы:
Сосулька, Снежная Баба, Кузнечики, Шмели - это _______________________
___________________________________________________________________
Задание  5. Перечисли главных героев этого текста.
Ответы:
Главные герои - это__________________________________________________
Задание  6. Как бы ты озаглавил этот текст?
Ответы:
Это текст можно озаглавить так_______________________________________
___________________________________________________________________
Задание  7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст (обведи в кружок верный ответ)?
Ответы:
А. Повесть       Б. Рассказ                 В. Сказка         Г. Пьеса     
Д. Басня
Задание  8. На сколько частей по смыслу делится этот текст? Покажи цифрами прямо в тексте, где начинается каждая часть.
Ответы:
В этом тексте я выделил ___________частей.
Задание  9. Озаглавь выделенные тобой части.
Ответы:
Первая часть называется: ___________________________________________
_________________________________________________________________
Вторая часть называется: ___________________________________________
_________________________________________________________________
Третья часть называется:____________________________________________
_________________________________________________________________
Четвертая часть называется:_________________________________________
(Напиши названия только для того количества частей, которое ты реально выделил)
Задание  10. Составь план, по которому можно рассказать данный текст.
Ответы:
План
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 11. Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у Сосульки. Подчеркни в тексте слова, которые тебе об этом рассказали.
Ответы:
Сосулька была _____________________________________________________
__________________________________________________________________
(Переверни страничку)
Задание 12. Какими словами ты бы мог охарактеризовать автора этого текста. (Обведи в кружок верное, если нужно допиши свое).
Ответы:
Автор этого текста Виктор Хмельницкий - человек веселый, чуткий к красоте, наблюдательный, общительный, открытый, строгий, доверчивый, мудрый, ироничный, смелый ...________________________________________________
Задание 13. Кратко скажи, что хотела объяснить Сосульке Снежная Баба.
Ответы:
Снежная Баба могла бы сказать Сосульке, что ..._________________________
___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14. Как ты думаешь почему Зайцы недолюбливали Снежную Бабу?
Ответы:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 15 Как объясняла Сосулька, почему она и Снежная Баба должны обязательно растаять?
Ответы:
Сосулька сказала Снежной Бабе, что ..._________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 16. Назови тему данного произведения.
Ответы:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 17. Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.
Ответы:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Часть II (задания 18-22  )
Указания
Внимательно читайте все задания теста и указания по их выполнению. Если не можете выполнить очередное задание, не тратьте время, переходите к следующему. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу. Старайтесь работать быстро и аккуратно.
Записывайте свои ответы на специально отведенных местах в тесте.
Задание  18. Назови любимые тобой произведения, относящиеся к различным жанрам.
Ответы:
Название сказки:___________________________________________________
ее автор (если он есть)_______________________________________________
Название рассказа:__________________________________________________
его автор___________________________________________________________
Название повести:___________________________________________________
ее автор___________________________________________________________
Название стихотворения:_____________________________________________
его автор__________________________________________________________
Название пьесы:____________________________________________________
ее автор____________________________________________________________
Задание  19 Перечисли 5 стихотворений, которые ты знаешь наизусть. Запиши фамилию автора и название. (Будь готов рассказать их на ближайшем уроке.)
Ответы:
1-ое стихотворение (его название):_____________________________________
его автор __________________________________________________________
2-ое стихотворение (его название):_____________________________________
его автор___________________________________________________________
3-е стихотворение (его название):______________________________________
его автор___________________________________________________________
4- ое стихотворение (его название):____________________________________
его автор___________________________________________________________
5- ое стихотворение (его название):____________________________________
его автор___________________________________________________________
(Переверни страничку)
Задание  20 Закончи пословицы.
Ответы:
1. Семеро________________________________,__________________________
___________________________________________________________________
2. Труд человека _____________________________________, а лень________
___________________________________________________________________
3. Друг____________________________________________________________
___________________________________________________________________
4- Любишь кататься, ________________________________________________
___________________________________________________________________
5. Слово не_________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание  21 Укажи, из какого типа книг могли быть взяты эти тексты. Соедини стрелочкой текст с типом книги.
Текст
Тип книги
1.                                                        Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. Оно щедро разбрасывало лучи - во все стороны.
   И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. И неудивительно - у нее было грозовое настроение.
А. Учебник
2. Туча, - и, ж. 1. Большое, обычно темное густое облако, несущее дождь, снег или град. Грозовая туча (перен.: о грозящей беде, неприятности). 2. Перен. чего. Множество, густая движущаяся масса. Туча стрел
Б. Словарь
3. Растения - основа жизни на Земле. Они насыщают воздух кислородом. Они создают сложные органические вещества из простых неорганических. Только благодаря растениям на земле появились и существуют животные.
В. художественное произведение
 Задание 22. Опиши своего любимого сказочного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать.
Ответы:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Спасибо, молодец!


4 КЛАСС


Задание 1. Прочитай текст и дай ему название.
______________________________________
       В течение тысячелетий человечество волнует библейская история о том, как за непослушание пророк Иона был проглочен китом и остался жив. Возможно, конечно, что это всего лишь легенда, однако интересен вопрос: могло ли это случиться на самом деле?
      Известный немецкий зоолог Альфред Брем решил изучить всех-всех китов, обитающих на Земле, и доказать, что история о ките и пророке Ионе – не сказка. Для начала учёный определил, каким должен быть подобный гигант. По преданию, кит жил в Средиземном море. Кроме того, добычу он должен был заглатывать целиком, не повреждая её своими огромными зубами. У гигантского кита должно быть широченное горло и огромный желудок, но без пищеварительных кислот. Иначе обед постепенно начнёт растворяться в желудке, наподобие сахара в стакане чая.
      Брем внимательно изучил 27 видов зубатых китовдельфинов и 16 видов беззубых китов-гигантов. Среди всех этих животных он обратил внимание на дельфина-касатку, или орку. И что же оказалось? Орка – не только самый красивый, но и самый прожорливый и кровожадный кит. Его даже называют морским чудовищем. Потомки этих китов обитают сейчас в северных районах Атлантического и Тихого океанов. Но в книгах древнеримских учёных можно прочитать, что такие чудовища обитали и в Средиземном море.
      Орки, как и другие дельфины, часто сопровождали корабли и заглатывали всё, что с них выбрасывалось. У дельфинакасатки очень много острых зубов (до 240 штук). Однако добычу он глотает целиком, не перемалывая зубами. Длина его более 10 метров, а горло такое широкое, что через него может легко проскочить не только человек, но и обычный дельфин массой в 300 кг. Известен случай, когда один китобой поймал огромного орку. Оказалось, что эта касатка пообедала 12 тюленями и 13 дельфинами. Общий вес обеда составил 50 центнеров!
      Как многокомнатная квартира, желудок дельфина-касатки состоит из отдельных комнат. Первое отделение желудка – это большой «склад» для пищи. Его стенки покрыты толстым роговым слоем кожи. Здесь нет пищеварительных желез, нет кислот, стенки не движутся.
      Что же происходит с гостями желудка потом? После наполнения первого его отделения открывается дверка во второе, которое можно назвать «дробилкой». Здесь начинается грубое дробление пищи при помощи движущихся стенок. Затем следует третье отделение желудка, или «лаборатория». Здесь заканчивается химическая обработка пищи.
      Таким образом, Альфред Брем доказал, что орка вполне может быть тем самым «большим китом», который проглотил пророка Иону. Но вот выйти живым из желудка кита Иона никак не мог. Значит, история о чудесном спасении пророка Ионы или легенда, или настоящее чудо.

Задание 2. Найди во втором абзаце и подчеркни синонимы к слову большой.
__________________________________________________________________

Задание 3.
Сколько всего видов китов изучил Брем? ______________________________________________
Задание 4.
Отметь на карте, где обитали орки в древние времена? Где они обитают сейчас? (прим. Для выполнения задания приложить к бланку проверочной работы карту полушарий или мира).
Задание 5.
Зачем орки сопровождали корабли? Представляло ли это опасность для мореходов?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________

Задание 6.
Составь план текста.
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Соедини стрелками объекты природы с соответствующим словом-понятием:http://nachalka.ucoz.ru/Risynki/ris32.JPG
Задание 8.
Составь цепь питания из следующих объектов природы: рыба, водоросли и планктон, орка, тюлень.
Задание 9. Спиши 2-й абзац. Проверь свой текст. Если надо, исправь ошибки.
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Задание 10. Запиши количество звуков и букв в этих словах.

дельфин - ___зв., ___б.; беззубых - ___зв., ___б.; третье - ___ зв., ___б.

Задание 11. Заполни таблицу примерами слов из 2-го абзаца.
http://nachalka.ucoz.ru/Risynki/ris33.JPG

Среди выписанных примеров обозначь знакомые тебе части речи. Рядом напиши их грамматические признаки.
Задание 12. У человека 32 зуба. Примерно во сколько раз больше зубов у орки, чем у человека? Опирайся на данные в тексте. ______________________________________________________________________
 Задание 13. Длина небольшой кошачьей акулы всего 50 см. Во сколько раз кошачья акула короче касатки?
______________________________________________________________________
 Задание 14. Масса дельфина-касатки в среднем равна 6 т 3 ц. Во сколько раз дельфин мельче касатки?
______________________________________________________________________
 Задание 15. У касатки 240 острых зубов и она способна развивать скорость 65 км/ч. Дельфин достигает скорости 45 км/ч. Кто и на сколько затратит меньше времени на путь от одного острова до другого, между которыми 585 км? Какие данные нужно взять из текста? Есть ли в данной задаче лишние данные?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 16. Придумай свою задачу по тексту о ките-орке. Запиши ее и реши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



 ЕГЭ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика
Предлагаемая контрольная работа нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта (2004) по литературному чтению, развитию речи, математике, окружающему миру. Особое внимание уделяется экспертизе умения учащихся работать с незнакомым текстом, который имеет естественно-научный характер. Выбор текста обусловлен доступностью для младших школьников и интересным для них содержанием.
Единая контрольная работа представлена в тестовой форме. К каждому заданию теста даны 2—4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий ученик должен указать номер верного ответа в тесте. Все задания равнозначны по трудности.
Порядок проведения
Выполнение контрольной работы учащимися рассчитано на 2 — 3 академических часа. Необходимо предоставить каждому ученику тест и черновик. Ученики начинают работу с выполнения задания по литературному чтению. Его цель — проверка умения учащихся работать с незнакомым текстом, извлекая из него необходимую информацию. Последующий порядок выбора учебных предметов может быть произвольным.
При выполнении работы учащимся потребуются: учебник «Окружающий мир», 4 кл., линейка.
Оценка результатов
Выполнение заданий контрольной работы оценивается по дихотомической шкале с категориями: «верно» и «неверно». За выполнение работы выставляются две оценки: тестовый балл и аттестационная отметка.
Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий. Верный ответ оценивается в 1 балл, неверный — 0 баллов. Сумма баллов, полученных за выполнение всех заданий по данному учебному предмету, составляет тестовый балл.
Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по пятибалльной шкале в соответствии с тестовым баллом.
Тест
Выполнив задание, сравни свой ответ с предложенными формулировками. Если твой ответ сходится с одной из них, поставь знак «х» в □ (клеточке, находящейся справа).
Пропусти задание, которое не удается выполнить сразу, и переходи   к следующему. К выполнению пропущенных заданий можешь вернуться, если у тебя останется время. Желаем успеха!

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ
     Кто не видел белого медведя? В зоопарках он — обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк — те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.
     Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не pаз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.   
     Белый медведь и тюленей ловит  не только на льду, украдкой к  ним подползая. Обычный его приём, тек сказать атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска  и шума, сползает в воду, плывёт туда, где заметил тюленей.
Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.
     Тюлени — главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу — леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.
     Белый медведь — самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов — 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!
(Акимушкин И.И. Мир животных: млекопитающие, или звери. — М., 1988 г., с. 96.)
I. Тест по литературному чтению и развитию речи
1.  Белый медведь летом:
а) меняет цвет шерсти □; б) не меняет цвет шерсти □.
2.  Подошвы лап у белого медведя покрыты:
а) густой шерстью  □; б) утолщенной кожей  □.
3.  Пальцы на лапах у белого медведя на половину своей длины:
а) соединены плавательными перепонками □; б) срастаются между собой□.
4.  Белый медведь может плыть со скоростью:
а) 2 километра в час □; б) 5 километров в час□.
5.  Меню белого медведя более разнообразно: а) зимой □; б) весной □; в) летом □.
6. Средний вес медведицы: а) 310 кг  □; б) 420 кг□.
7.  Матерый и хорошо упитанный медведь может весить: а) 420 кг□; б) тонну□.
8.  В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, чем питается белый медведь?
а) в 1-м □; б) во 2-м □; в) в 3-м □;   г) в 4-м □; д) в 5-м □.
9.  В каком абзаце говорится о внешнем виде белого медведя? а) в первом □; б) в последнем□.
10.  В каком абзаце белый медведь сравнивается с другими крупными животными?
а) в первом □;          б) в последнем □.
11.  Какой абзац повествует о способе охоты на тюленей: а) 1-й □; б) 2-й □; в) 3-й □; г) 4-й □; д) 5-й □.
12.  Какой абзац рассказывает о том, какие медведи пловцы? а)1-й □; б) 2-й □; в) 3-й □; г) 4-й □; д) 5-й□.
13.  Какая часть текста (какой абзац) может быть названа: «Ловкий и хитрый охотник»?
а) 1-я □; б) 2-я □; в) 3-я □; г) 4-я □; д) 5-я□.
14. Данный текст:
а) художественный □;   б) научно-популярный□.
II. Тест по математике
1. Сколько времени потребуется белому медведю, чтобы доплыть с берега до льдины?
а) 3 ч  □; б) 10 ч □; в) 20 ч □; г) 75 ч  □;
При решении задачи можешь использовать рисунок: серый четырехугольник — земля, белый четырехугольник — льдина; медведь плывет по прямой, изображенной пунктиром.
2. Сможет ли белый медведь выпрыгнуть на льдину из воды, если высота льдины 180 см?
а) да, так как 1 м 8 см < 2 м □ ; б) да, так как 1 м 8 дм < 2 м □;
в) нет, так как 1 м 8 см > 2 м □; г) нет, так как 1 м 8 дм > 2 м □.
3.  Какую часть часа может пробыть белый медведь под водой, не выныривая из нее?
а) тридцатую часть часа □; б) десятую часть часа □; в) третью часть часа □;
г) вторую часть часа □;.
4.   Сколько тюленей может съесть семья из трех медведей за 2 года?
а) 300 тюленей □; б)  150 тюленей  □;  в)  100 тюленей □; г) 50 тюленей □;.
5.  Кто тяжелее: медведица или медведь-самец? На сколько килограммов?
а) медведица тяжелее медведя-самца на 110 кг  □;
б) медведица легче медведя-самца на 110 кг □;
в) медведь-самец тяжелее медведицы на 730 кг □;
г) медведь-самец легче медведицы на 730 кг  □;

III. Тест по окружающему миру
1.  В какой природной зоне обитают белые медведи?
а) в арктической пустыне □; б) в Северном Ледовитом океане □ в) на острове Врангеля □; г) в тундре □;.
2.  В какой природной зоне расположен город Воркута?
а) в тундре    □; б) в лесной зоне □;    в) в ледяной зоне О; г) в степи □;.
3.   К каким группам относятся животные, упоминающиеся    и статье?
а) звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся □;
б) млекопитающие, птицы, рыбы □;
в) звери, птицы, рыбы, земноводные □;.
4.  К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания?
а) хищник □; б) всеядный □; в) растительноядный □; г) на­секомоядный.
5.  Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян (при необходимости воспользуйся словарем учебника).
а) мхи, водоросли, лишайники □; б) мхи, водоросли □; в) мхи, водоросли, грибы □; г) мхи, водоросли, грибы, лишайники  □;
IV. Тест по русскому языку
1В тексте про белых медведей больше всего предложений: а) повествовательных □; б) вопросительных □;.
2.  Вопросительное предложение находится: а) в начале текста □; б) в конце текста  □;
3.  Восклицательное предложение находится: а) в начале текста □; б) в конце текста D.
4.  Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются:
а) родственными словами □; б) однородными членами предложения  □;
5.  Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:
а) I спряжения □; б) II спряжения □;.
6. Эти глаголы стоят в форме:
а) настоящего времени □; б) будущего времени; в) прошедшего времени □;.
7. Эти глаголы стоят в форме:
а) единственного числа □; б) множественного числа □;.
8. Эти глаголы стоят в форме:
а) 1-го лица □; б) 2-го лица □; в) 3-го лица □; г) нельзя определить лицо  □;
9. Эти глаголы стоят в форме:
а) ж.р. □; б) м.р. □; в) ср. □; г) нельзя определить род □;.
10.  Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые будут родственными существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму. У тебя получилось:
а) два слова □; б) три слова □.
11. Найди но второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, являющегося подлежащим в первом предложении. Выпиши такое слово- сочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж.
Этот падеж:
а) Р.п. □;  б) В.п. □;



















Комментариев нет:

Отправить комментарий