вторник, 3 апреля 2012 г.

Задания для самостоятельной работы по русскому языку


КАРТОЧКА № 1

1.Прочитайте слова.
  Какую букву надо проверить при письме и почему?
  Как эту букву проверить? Можно ли эту букву проверить?
  Спиши.

Каюта, зуб, вершина, Дуся, зверь, туча, белочка, альбом.


2.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
  Спишите, выделяя орфограммы.

         Спят, куча, лисичка, пять, Костя, орёл,
тучка, кочан, баран.


    3.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.

     Фазанчик, гриб, галчата, пища, шипит, Ми­тя Чудов, соль, лейка, берёза.


 4.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.

      Груши, чугунок, лось, Жучка, задача, Коля Щукин, снег, сноп, билет.


5.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

       Кость, широкий, пачка, яблочный пирог, зайка, утята, Ик, вдруг.

6.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

       Грибочки, трость, очки, ключ, Эля, арбуз, деньки, дружина, трава.


7.Запишите под диктовку.

       Билет, прачка, окуньки, моржи, Надя, на­ши, пишу, слоны, смешить, грибной.


8.Спиши и исправь ошибки!

     Ночька, бирёза, белет,лёт, ужынать, соды, гузель, чужой, кричит, гарох.


Подсчитайте количество допущенных ошибок:
 01234567 8 9 10

Поставьте себе предварительную оценку:
10 9  8 7 3 5 4 3 2 1 0.


                    КАРТОЧКА № 2
1.Прочитайте слова.
  Какую букву надо проверить при письме и почему?
  Как эту букву проверить? Можно ли эту букву проверить?
  Спиши.

   Гриб, сталь, Нюра, няня, ручка, уголёк, тройка, моржи, директор, чайки.


2.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
  Спишите, выделяя орфограммы.


    Пирог, июнь, Яков, удочки, карман, житель,
кусочки, стена, рычат, чищу_.


    3.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.


        Сноп, июль. Соня, капуста, пушинка, чудак,
овощной, следы, волчата, ищу.


4.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.

      Сугроб, апрель, клюква, огоньки, завод, за-
вод, внучата, сестрички, мосты, хочу, дятел.

5.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

            Дятел, крыльцо, мойся, газета, кричат,
кирпичный, слоны, учусь, живой, Игорь.


6.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

           Кость, боль, Василий Чайкин, ворона, учат,
клубничный, дожди, идёт, жильцы.


7.Запишите под диктовку.

                Бульдог, Наденька, деревня, свищут, Жора,
хищник, цветы, внучата, ширина, жучки.


8.Спиши и исправь ошибки!

Голупь, настенька, горад, рыщют, валчата, пушыстыи, крючьки, скучьшй, идёт, граза.


Подсчитайте количество допущенных ошибок:
 01234567 8 9 10

Поставьте себе предварительную оценку:
10 9  8 7 3 5 4 3 2 1 0.
                    КАРТОЧКА № 3
1.Прочитайте слова.
  Какую букву надо проверить при письме и почему?
  Как эту букву проверить? Можно ли эту букву проверить?
  Спиши.

       Флаг, деньги, Лёва Шишкин, иней, ландыши,
Диночка, сочный, львята, щёки.



2.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
  Спишите, выделяя орфограммы.

        Кирпич, пеньки, карандаш, вышивка, чищу,
Анечка, мучной, гуща, Тишка.



3.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.

       Круг, зорька, лопата, свежий, Лёнечка,
птичка, журчат, тюлень, жираф, Борька.



4.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.

           Друг, букварь, машина, кожица, Женечка,
зайчата, поза, Зорька, дачный, бабушка, Ксения.
5.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

         Снег, просьба, ручей, мебель, лужица, уточка, дядя Кузьма, прочный, Полкан.


6.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.


        Малыш, тянуть, морковь, рыжий, точка,
Пушок, льдинка, груз, Катюша, часто.


7.Запишите под диктовку.

       Мороз, цапля, шесть, народ, шипучий, мы­
чат, печник, шарф, Алёнушка, коза Белка.


8.Спиши и исправь ошибки!

     Снек,  маленький, адежда, хищьная, жытель, шмел, конь гнедой,Валя Зайцева, хлеп.

Подсчитайте количество допущенных ошибок:
 01234567 8 9 10

Поставьте себе предварительную оценку:
10 9  8 7 3 5 4 3 2 1 0.
             КАРТОЧКА № 4
1.Прочитайте слова.
  Какую букву надо проверить при письме и почему?
  Как эту букву проверить? Можно ли эту букву проверить?
  Спиши.

     Десять, гвоздь, дожди, деньки, снежок, пчё­лы, Бугульма, тумбочка, огурец, рычат.



2.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
  Спишите, выделяя орфограммы.

          Шесть, сирень, пенёк, село Павлова, пальто,
ястреб, чиж, река Дунай.


3.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.

   Пальцы, лесной, река Клязьма, одежда,
гвоздь, этажи, дачка, чайник, глобус.


4.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.


    Восемь, домашний, Барто, петух, поход, со­
рока Галя, широкий, частый, точный.

5.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы

              Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд,
клюв, житель, Казань, ленточка.


6.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

           Меньше, больной, Жулъка, погода, отряд,
стриж, курочка, гриб, шиповник, Борис.


7.Запишите под диктовку.

         Голубь, народ, заказ, газ, чиж Пыжик, дер­жись, ножки, чудак, Челны.


8.Спиши и исправь ошибки!

        Рыпка, друг, бальной, жулька, клюф, этажы, чюдак, юбочка, агурец, ночьной.


Подсчитайте количество допущенных ошибок:
 01234567 8 9 10

Поставьте себе предварительную оценку:
10 9  8 7 3 5 4 3 2 1 0.
             КАРТОЧКА № 5

1.Прочитайте слова.
  Какую букву надо проверить при письме и почему?
  Как эту букву проверить? Можно ли эту букву проверить?
  Спиши.

        Медведь, бычок Баян, сугроб, время,
строй­ка, кружится, часовой, минуточка, слоны.


2.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
  Спишите, выделяя орфограммы.

        Овраг, улица Пушкина, бульдог, Лёня Гри­шин, ручей, удача, чугунок, удачная, гроза.


3.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.

        Москва, кличка, град, добряк, шейка, овчар­ка, свежий, бабочка, мощный лоб.


4.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.

          Лопата, Васька, утюг, Казань, муравейник,
крольчата, чулки, тряпочка, клоп, овраг.

5.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

            Молоко, дядя Юра, бросай, зайчата, стучу,
очки, банщик, денёк, ковры, год.


6.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

        Пассажир, корова Ночка, тапочки, выта­щу, почта, чтение, сварщик, нора, груз.


7.Запишите под диктовку.

        Корова, конь Гордый, чижик, дочурка, мандаринчик, сосна, зерно, обувь, дрозд.


8.Спиши и исправь ошибки!

 Карова, чижык, почта,чюгунок, сланы, сугроп, мочный, лоп, сасна, птитца.

Подсчитайте количество допущенных ошибок:
 01234567 8 9 10

Поставьте себе предварительную оценку:
10 9  8 7 3 5 4 3 2 1 0.

             КАРТОЧКА № 6

1.Прочитайте слова.
  Какую букву надо проверить при письме и почему?
  Как эту букву проверить? Можно ли эту букву проверить?
  Спиши.

       Спорщики, встреча, мощный, зверьки, Киев,
грусть, пробка, Марат, моряк, котёнок.


2.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
  Спишите, выделяя орфограммы.

       Поезд, клюшка, шерсть, Сергей, Тихий оке­ан, пробка, блестеть, кормить, старик.


3.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.

            Автобус, лодка, Маргарита Ручкина,
фартук, ягодка, шляпка, выходить, вбежали,
семья.

4.Назовите пропущенные буквы. Объясните орфограммы.
 Спишите, выделяя орфограммы.


Груздь, шубки, Машенька, июль, Ока, лодка,
трава, поляна, белочка, ловить, травка.
5.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

                     Приказ, Маша Кольцова, дрозд, Кама,
тропка, летит, Дмитрий, кружился, прыжки.


6.Найдите опасные места в словах. Объясните их правописание. Спиши, выделяя орфограммы.

      Книжка, Африка, клюшка, привёз, столяр,
конюшня, пою, приходил, вдруг, солёный, сказка.


7.Запишите под диктовку.

      Игрушка, Чёрное море, пряжка, парус, хо­лод, лодка, морковь, взмахнул, пятно.


8.Спиши и исправь ошибки!

       Пляш, улитца, ямашева, книжка, тузик, грусьть, ребята, крылцо, чуд-кий, глаткий, железо, лисник.

 Подсчитайте количество допущенных ошибок:
 01234567 8 9 10

Поставьте себе предварительную оценку:
10 9  8 7 3 5 4 3 2 1 0.

 КОРЕНЬ СЛОВА
В ы у ч и т е  стихотворение.

Корень слова – главная,
значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
                                            В. А. Синицын

В ы пи ш и т е  однокоренные слова.

Домашний, дом, домбра, домино, домовой.
Водить, водица, водяной, вода.
Говор, разговор, воришка, говорит.

П о д б е р и т е  однокоренные слова к каждому слову в таком порядке: глагол, имя существительное, имя прилагательное.

Дым – … , … , … .
Бег – … , … , … .
Холод – … , … , … .
Свет – … , … , … .
Боль – … , … , … .
Лень – … , … , … .
Сад – … , … , … .

П р о ч и т а й т е , найдите однокоренные слова.

Чай из листков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен –
Чайник в доме неспроста.
                                            С. Мосияш

Шиповник шипы свои выставил колкие.
Шипы у шиповника словно иголки.
Но мы не шипы у него заберем –
Полезных плодов для аптеки нарвем.
                                            С. Мосияш

П р о ч и т а й т е .

Покос, коса, косыночка, покосился, перекос, накосить, косарь, косой, косьба, косяк, косынка, косилка.

– Сколько групп однокоренных слов вы видите? Каждую группу напишите с большой буквы. Выделите корень.

П р о ч и т а й т е .

Ежевика, ежовый, ежевичный, еж, ежиха, ежевичник, ежонок.

Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, платяной, зарплата.
– Сколько групп однокоренных слов вы видите? Каждую группу напишите с прописной буквы. Выделите корень.

П о д б е р и т е  и напишите однокоренные слова.

Слизать – … , … , … .
Слезать – … , … , … .
Спеши – … , … , … .
Спиши – … , … , … .
– Выделите корень.

С о   с л о в а м и  грибной, гриб, грибники составьте и запишите предложения. В предложениях должно быть имя мальчика и название деревни.

С о   с л о в а м и  утка, утята, утиная стая составьте и запишите предложения. В предложениях должно быть имя девочки и название речки.

П р о ч и т а й т е . Найдите однокоренные слова.

Весна, говор, зелень, белить, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, белила, зеленый, видеть, белый, весенний.
– Запишите однокоренные слова в строчку в следующем порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите корни.

П о д у м а й т е  и запишите слова, состоящие только из корня.

В ы п и ш и т е  из текста однокоренные слова.

1) В реке теплая вода. 2) Мать видела много горя. 3) Учитель водил детей в музей. 4) Мы нарвали водяных цветов. 5) Наш дом стоит на горе. 6) Брат веселый, он редко горюет. 7) Отец мой – водитель автобуса. 8) Вдалеке видны горные вершины.
– Выделите корень в однокоренных словах.

П р о ч и т а й т е  ряд слов, выпишите только однокоренные слова, корень выделите.

Мед, сладкий, медовый, медок, улей.
Тепло, теплый, теплота, жаркий.
Роса, дождь, дождливый, капли, дождик.

В ы п и ш и т е  родственные слова, корень выделите.

В голубятне голубь и голубка. Там лежат голубиные яйца. Скоро будут голубята.

П р о ч и т а й т е . Спишите. В однокоренных словах выделите корень.

Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смоляным запахом пропитан воздух.

П р о ч и т а й т е  однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений.

Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.
… – ягоды, плоды, сваренные в сахаре.
… – горячее жидкое кушанье.
… – маленький вареный пирожок.
… – мастер по приготовлению пищи.
… – большая ложка для разливания жидкой пищи.

Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.
… – проводить где-нибудь зиму.
… – место, где зимуют.
… – человек, который находится на зимовке.
… – дорога, которая проложена по снегу.
… – всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью под зиму.

Лесник, лесина, подлесок, перелесок.
… – срубленное дерево, идущее на постройку.
… – лесной сторож.
… – кусты, мелкие деревья, которые растут под ветвями больших деревьев леса.
… – редкий лес.
– Какими однокоренными словами можно дополнить каждую группу?

П о д б е р и т е  и напишите однокоренные слова с указанным корнем. Выделите его в однокоренных словах.

гриб
тот, кто любит собирать гриб
маленький гриб
часть гриба под землей
час
мастер по починке часов
солдат, стоящий на посту
вал
дорога через горный хребет
остановка в пути
снежные глыбы, которые обрушиваются с гор
барабан
тот, кто играет на барабане
бить, стучать в барабан
маленький барабан
– Какими однокоренными словами можно дополнить каждую группу однокоренных слов.

П р о ч и т а й т е . Сколько групп однокоренных слов в этом тексте?

Чúстики – небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чúстики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнезда. Гнездовья морских птиц надежно защищены от врагов.
– Каждую группу однокоренных слов напишите с новой строчки. Выделите корень.

С п и ш и т е  однокоренные слова. Обратите внимание, что согласные звуки в корнях могут чередоваться. Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки. Выделите корень.

Нога – ножка, орех – орешек, враг – вражеский, посадка – насаживать, дорога – подорожник, тишина – тихо, снег – снежинка.

В ы п и ш и т е  из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выделите в них корень. Что интересного заметили?

1) С ложью правда не дружит. 2) В дружном коллективе дела спорятся. 3) Прочел книжку – с другом встретился. 4) Умей дорожить дружбой.

З а п и ш и т е  однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем – с безударной.

Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, подлёдный (лов), наледь, заледенеть.
Белить, беляк, белок, белизна, побелка, белила, белый, беловой, белеть.
Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.
– Выделите корень.

С п и ш и т е . Рядом напишите слово, которым можно заменить приведенные словосочетания. В однокоренных словах выделите корень.

Образец:
Сделать подарок – … .    Одержать победу – … .
Быть гостем – … .           Сделать запись – … .
Найти решение – … .       Покрыть краской – …  .
Положить соль – … .      Оказать помощь – … .
– Обратите внимание на написание гласных в корне родственных слов.

П р о ч и т а й т е . Определите, какое слово лишнее. Объясните почему.

Борьба, борец, бороться, воевать.
Весельчак, веселый, радостный, веселье.
Вражда, враг, противник, вражеский.
Дорога, путь, подорожник, дорожный.
– Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

П р о ч и т а й т е . Сколько групп однокоренных слов под каждым номером.

Вода, водица, водитель, водник, паводок, наводнение, проводы, проводница, водянистый, поводырь, выпроводить, водяной.

Лепет, лепить, лепной, липучка, лепетун, лепщик, пролепетать, вылепить, липкий, прилипнуть.

Седой, усидчивый, седина, сиденье, сиделка, поседеть, посидеть, седоватый, проседь, засидеться.
– Напишите каждую группу однокоренных слов с новой строчки. Выделите корень. Объясните написание гласных в корне.

П р о ч и т а й т е .

Ребята сидели за партами и слушали учителя. Петя целый день просидел сложа руки.

В тяжелые военные годы приходилось сидеть на воде и хлебе. Утки сидели на чистой воде озера и отдыхали после дневного перелёта.

Бойцы конного отряда второй день сидели на плечах у врага. Командир сидел на вороном коне.
– Выпишите только те предложения, в которых подчёркнутые словосочетания имеют значения: «ничего не делать», «жить впроголодь», «преследовать».

К  д а н н ы м  словам припишите по три однокоренных слова: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
О б р а з е ц :

Зимовка – … , хитрец – … ,
Соринка – … ,         золотник – … ,
Ночёвка – … , строительство – … .
– Выделите корень. Обратите внимание на гласную в корне однокоренных слов.

С п и ш и т е , вставляя нужное по смыслу однокоренное слово с корнем снег.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые … . Теплым одеялом укроет … землю. … метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить …, строить крепости.
– Обратите внимание на гласную в корне однокоренных слов. Подчеркните ее и выделите корень.

Г о в о р и т е  правильно!

Дождливый – богатый, обильный дождями. Дождливый день, дождливая осень, дождливое утро.
Дождевой – несущий дождь, предохраняющий от дождя. Дождевая вода, дождевое облако, дождевой плащ.
– Составьте и напишите словосочетания, подбирая нужное слово.
Дождевой,
дождливый
пыль, капля, ночь, погода, туча, время, год

П р о ч и т а й т е . Определите, какое слово лишнее. Объясните почему.

Крупа, крупеник, крупный, крупяной, крупинка.
Слеза, слезинка, слезать, слезливый, слезиться.
Медь, медяк, медный, медовый.
Осина, осинник, осиный, осиновый.

П р о ч и т а й т е .

У нас был самовар. Мы любили из него пить чай. И вдруг самовар прохудился. Мои внуки стали называть его «ничегоневар».
– Напишите ответы на вопросы:
1) Почему самовар так назвали?
2) Как бы вы назвали самовар, в котором появилась дыра?

П р о ч и т а й т е .

Сегодня на улице сильный мороз. Он заморозил речку. Зимой часто бывают морозные дни. После морозной ночи наступает морозное утро. Кончились морозы и пришла весна. Однако по утрам бывают заморозки.
– Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

 ПРИСТАВКА
В ы у ч и т е  стихотворение.

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.

С п и ш и т е .

Бег – забег, побег, разбег.
Лёт – вылет, полёт, прилёт, слёт, перелёт.
Ход – приход, поход, выход, переход, вход.
– Выделите корень и приставку. Сравните однокоренные слова по смыслу. Есть ли разница между словами? От чего она зависит?

С п и ш и т е  слова. Выделите корень и приставку.

I вариант
Вывоз, забег, пригород, соавтор, уход, поход, изгиб, закат, разбег, уход, испуг, осмотр.

II вариант
Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.

П о д б е р и т е  к данным словам однокоренные глаголы с противоположным значением. Выделите корень и приставку.

Развернуть, вылетел, завязать, вполз, вбежать, утащил, принёс, отговорить.

С п и ш и т е  текст, вставляя подходящие по смыслу приставки.

Из-за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на) деляются грозными силуэтами на фоне (про, за) катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по)явлением (за, по) мирает весь пернатый мир. (Пре, со) кратили драку селезни. (С, при) молкла лебединая (за, пере) кличка. Орлы (до, над) зором (вы, об) летают озёра.
                                                                      По Г. Федосееву.
– Выделите приставки.

С п и ш и т е  текст, употребляя нужные приставки.

Как лук без земли вырастить? Надо (резать)кусок картона, (резать)его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

Упражнение из учебника аккуратно (писать). Новую тетрадь красиво (писать). Из текста внимательно (писать) слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).
– Выделите приставки.

П о д б е р и т е  к словам поход, находка, подписал, закопал, донес, оттянул, убрал, влетел, сбежал из данных ниже слов слова с такими же приставками. Запишите. Выделите корень и приставку.

Повредил, задумал, добежал, посолил, отнёс, навредил, отвинтил, заплатил, долетел, подрисовал, насолил, срубить, полёт, снесли, влез, улетел, подрезать, забрал, нагрубил.

С п и ш и  т е . Вместо точек напишите подходящие по смыслу приставки.

Бежал хорёк по поляне. Заметил он тетёрку, ..пал к земле и быстро ..полз.
Тетёрка тоже увидела врага, ..бежала и ..хлопала крыльями. Бросился хорёк за нею. Тетёрка то ..летала, то падала на землю. Так она ..водила от своих птенцов хорька.
                                                                                По Г. Скребицкому.

На улицах ..казалась вода. ..летели грачи. Они начали ..правлять гнёзда. ..явились первые ..талины. На деревьях ..зеленели листочки. В лесу ещё ..трескивают от морозов деревья, а первые весенние листочки трогаются в рост. И не успел снег растаять, как почва покрывается разноцветным ковром.

..стучала за окошком звонкая капель. ..теплел воздух, ..темнел и ..сел снег. ..мчались зимние дни, только лёгкий морозец всё не соберётся ..бежать вслед за зимой, ещё пытается по утрам ..пугать весну. В лесу ..легли от деревьев длинные весенние тени, а около стволов поднимает из-под снега робкие стрелы зеленая трава.
Всё дышит весной, скоро сбросят серёжки деревья, ..летят грачи, ..плывут на реке первые льдины.

З а п и ш и т е  слова без приставок.

Потерял, высмотрел, застучал, покрасили, прилетели, съели, посидел, отбил, объехать, просушили, поспать, отдать, захлестнула, постройка.

О т   д а н н ы х  слов образуйте новые слова с помощью приставок с-, за-, пере-, по-.

Делать – … , … , … , … .
Тереть – … , … , … ,… .
Лететь – … , … , … , … .

П р о ч и т а й т е .
Сделай для себя правилом регулярно читать газету. Сначала просмотри всю газету и прочитай названия статей. Выбери самое главное и интересное для себя. Подумай над прочитанным материалом. Поделись своими мыслями с друзьями.
– Выпишите только слова с приставками и выделите их.

К   д а н н ы м   словам припишите противоположные по значению с тем же корнем. Выделите приставку.

развязать – … ,       вбежать – … ,
раздвинуть – … ,    внести – …
разложить – … ,    въехать – … ,
развернуть – … ,     ввести – … ,
разлепить – … ,      вползти – … ,
разлететься – … ,  вскочить – … .

О б р а з у й т е  слова с помощью данных приставок. Напишите их в два столбика: в 1-й – со значением приближения, во 2-й – со значением удаления.

под
ползти
нести
при
тащить
водить




от
бежать
плыть
у
гнать
лететь

П р о ч и т а й т е .

Семь раз отмерь – один раз отрежь
Торопливая куница решила скроить к празднику красивый сарафан. Она быстро села за работу. Всю ткань изрезала в куски. Из этих кусков теперь и платка на голову не сшить.
Стала терпеливая синица из холстика фартук кроить. Всё она вычертила, проверила, а потом уже скроила фартук. Попросила куница показать ей секрет шитья. Добрая синица раскрыла ей тайну из шести слов: «семь раз отмерь – один раз отрежь».
                                                                                         По Е. Пермяку.
– Выпишите глаголы. Выделите в них приставки. Выделите слова, в которых приставки нет.

Г о в о р и т е  правильно!

Войти куда? во что? войти в дом, войти в дверь, войти в сад, войти в трамвай.
Взойти куда? на что? взойти на гору, взойти на трибуну.
– Составьте и напишите словосочетания.
Взойти
войти
крыльцо, комната, автобус, ступенька, трибуна, школа, гора

П р о ч и т а й т е . Откуда этот отрывок?

Бедняжка совсем (...)мерзла. Она (...)шла к норке старой полевой мыши. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и (...)просила дать ей хоть кусочек зёрнышка. Мышь (...)решила ей (...)пуститься в норку, (...)греться и (...)есть.
– Выпишите только глаголы, в которых пропущены приставки, добавляя приставки, подходящие по смыслу.

СУФФИКСЫ
О б р а з у й т е  слова с помощью суффикса -к-. Какое правило надо знать, чтобы правильно написать эти слова? Суффиксы выделите.

     печь – ...     рука – ...
     ночь – ...    облако – ...
     дача – ...    туча – ...
     дочь – ...    крыльцо – ...
     река – ...    чаша – ...

О б р а з у й т е  и напишите слова – названия детёнышей.

     Аист – ...            олень – ...
     Лось – ...             гусь – ...
     Тигр – ...              лев – ... ,
     Медведь – ...       утка – ...
– С помощью какого суффикса образованы эти слова? Выделите суффиксы.

О б р а з у й т е  слова с помощью суффикса -к-.

     строить – ...      погрузить – ...
     чистить – ...      примерить – ...
     стирать – ...      побелить – ...
     переписать – ...

П р о ч и т а й т е  слова, которые обозначают людей по роду занятий или профессии. Выделите суффиксы.

тракторист           баянист              лесник
писатель                 охотник              строитель
гитарист                грузчик                каменщик
лыжник                   сапожник

– Образуйте и напишите слова с одним из этих суффиксов.

связь – ... ,
футбол – ... ,                              -ист-                   
пианино – ... ;

двор – ... ,                                   -ник-
печь – ... ;

учить – ... ,                                 -тель-
читать – ... ;


настроить – ... ,                        -щик-
обувь – ... .

П р о ч и т а й т е . Запишите слова в два столбика в зависимости от значения суффикса. Выделите суффикс -к-.

Подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, протирка, подборка, рыбка, чистка, ножка, берёзка, ягодка, подстилка, собачка.

П р о ч и т а й т е  слова. Выпишите их в два столбика в зависимости от значения суффикса.

Сахарница, пепельница, писательница, сухарница, воспитательница, учительница, конфетница, перечница, монтажница, мыльница, чернильница, соусница.
Что?     Кто?
– Выделите суффиксы.

П р о ч и т а й т е  имена прилагательные к словам: 1) песня, 2) ветер, 3) поле.

Весёлая, задорная, тихая, солдатская, туристская, тоскливая.

Сильный, слабый, порывистый, штормовой, холодный, тёплый.

Кукурузное, ржаное, большое, картофельное.
– Выпишите только те прилагательные из каждой группы, в которых есть суффикс. Выделите суффиксы.
1) Песня – ... , ... .
2) Ветер – ... , ... .
3) Поле – ... , ... .

П р о ч и т а й т е . Допишите к данным словам по три слова с такими же суффиксами.

 – ... , ... , ... .
 – ... , ... , ... .
 – ... , ... , ... .
 – ... , ... , ... .
 – ... , ... , ... .
– Выделите суффиксы.

З а п и ш и т е  данные слова без суффиксов. Выделите корень и суффикс.

     стаканчик – ...    карасик – ...
     дворик – ...          ленив – ...
     ветерок – ...        холодок – ...
     старость – ...     молодость – ...

О б р а з у й т е  однокоренные слова от данных слов при помощи указанных суффиксов.

летал (-чик-) – ... ,
грузил (-чик-) – ... ,
чистил (-щик) – ... ,
учил (-тель-) – ... ,
писал (-тель) – ... ,
паром (-щик) – ... ,
барабан (-щик) – ... ,
– Выделите суффиксы.

С п и ш и т е . Подчеркните однокоренные слова, выделите корень. Определите, с помощью каких суффиксов образованы эти слова.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
                     С. Погореловский

З а п о м н и т е ! Часто суффиксы имеют не одно, а несколько значений. Н а п р и м е р , суффикс -ник- может обозначать:
1) лицо, название людей по роду занятий, по профессии (начальник);
2) название сосуда (чайник, салатник);
3) название помещения (коровник, ледник);
4) название книги (задачник, песенник);
5) название пространства, места, территории (ельник, цветник, орешник);
6) название предмета (градусник).

– Придумайте слова с суффиксом -ник- с каждым значением.
1. _________________              4. _________________        
2. _________________              5. _________________        
3. _________________              6. _________________        

П р о ч и т а й т е  загадку. Отгадайте её. Найдите слова с суффиксом -к-.

Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Скачут бусы по дорожке,
Как хрустальные горошки.
Из железа тучка,
А у тучки – ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку.

О б р а з у й т е  с помощью суффиксов -ик-, -ок-, -ек- новые слова с уменьшительным или ласкательным значением.

Кот – ... , мост – ... , огонь – ... , холод – ... , дом – ... , пень – ... , голубь – ... , рот – ... .
– Выделите суффиксы.

Н а п и ш и т е  суффиксы в словах правильно.

Билет..к, дружоч..к, столб..к, кузовоч..к, платоч..к, стол..к, плеч..ки, сыноч..к, голосоч..к, торт..к, носоч..к, букет..к, пальч...к.
– Выделите суффиксы.

К  д а н н ы м  словам подберите и напишите однокоренные, образуя их с помощью различных суффиксов.
О б р а з е ц :

гриб – ... , ... , ... .
двор – ... , ... , ... .
глаз – ... , ... , ... .
голубь – ... , ... , ... .
– Выделите в однокоренных словах корень и суффикс.

П о д б  е р и т е  к данным словам однокоренные слова с указанными в скобках суффиксами. Запишите.

Нина (-очк-), Валя (-ечк-), Саша (-еньк-), мама (-очк-), папа
(-очк-), дядя (-еньк-), тётя (-еньк-), дед (-ушк-), баба (-ушк-).
– Выделите суффиксы.

П о д б е р и т е  к данным словам родственные слова. Используйте указанные в скобках суффиксы. Запишите.

Двор (-ик, -ник), лес (-ок, -ник), барабан (-чик, -щик), груз (-ик,
 -чик), воз (-ик, -чик), рассказ (-ик, -чик).

С п и ш и т е , заменив слова в скобках родственными словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?
О б р а з е ц :  день.

(Осень) день, (туман) утро, (камень) дом, (рано) весна. (длина) аллея, (пшено) каша, (лимон) сок.
– Выделите суффиксы, подчеркните двойные согласные.

С о е д и н и т е  слова с подходящими по смыслу словами, данными в скобках.
О б р а з е ц :  поклон.

Земной, земляной (вал, поклон). Глиняная, глинистая (почва, посуда). Дождевая, дождливая (вода, погода). Лесной, лесистый (склад, край). Старый, старинный (обычай, друг).
– Выделите суффиксы.

С п и ш и т е , заменив выделенные слова однокоренными словами с суффиксами -ышк-, -к-, -чик-, -енк-. Выделите эти суффиксы.

Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок выпорхнул из родного гнезда и запел серебристую песню. Заяц побежал по росистому лугу за сочной травой.
                                                                                По К. Ушинскому.

З а п и ш и т е  однокоренные слова в столбик. Выделите корень и суффикс.

Рыба, голова, море, сосед, берёза, гряда, лёд, рыбка, головка, моряк, соседский, берёзовый, грядка, березняк, ледник, стол, гора, столик, горный, морской, грядочка, ледяной, ива, чаша, ивушка, чашечка, рыбаки.

П р о ч и т а й т е .

Голосистый ребёнок, серебристый тополь, бархатистая кожа, каменистый, берег, лесистая местность, глинистая почва, шёлковистая трава, болотистый край, водянистая груша, холмистый район, золотистая корочка.
– Выпишите сначала те словосочетания, в которых слова с суффиксом -ист- имеют значение «похожий на что-то», а затем – со значением «иметь в большом количестве».

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

У нас в клетке ж..ла перепёлка. Такая мал..нькая дикая куроч..ка. (На) горле у неё нагруднич..к (в) п..лос..чку. Перепёлка ходит (по) клетке и тихонько (на) свистывает. А то ляжет (на) бочок, чистит пёр..шки, как настоящ..я курица. Мы её даже на руки брали, как игру..ку.
                                                                                По Е. Чарушину.
– В подчёркнутых словах выделите суффикс.

В ы п и ш и т е  слова в таком порядке.
а) слова, состоящие только из корня, окончания;
б) слова, состоящие из корня, суффикса, окончания;
в) слова, состоящие их приставки, корня и окончания;
г) слова, состоящие из приставки, корня, суффикса, окончания.

Дома, повара, лесники, запахи, вырубка, заморозки, насмешка, больница, моряки, повестка, листы, всходы, поездка, завалы.
– Разберите слова по составу.

З а п и ш и т е  одним словом, используя суффиксы увеличения.

Очень большой, очень злой, очень красный, очень толстый, очень мокрый, сильно блестит.
– Разберите эти слова по составу.

К а ж д о е  словосочетание замените одним словом с суффиксом.

Музыкант, играющий на трубе; момент бросания мяча; смелый человек; любящий мечтать; детёныш орла; специалист по химии; участник игры; музыкант, играющий на пианино; ручка топора; берёзовая роща; жадная девочка; тот, кто богат на выдумки; тот, кто любит шутить.
– Выделите суффиксы.

И з м е н и т е  слова так, чтобы они обозначали маленькие и большие предметы. Выделите суффиксы.

Жук, туча, дом, лапа, рыба, коготь, хвост.

Н а п и ш и т е  слова, которые обозначают людей по роду занятий или профессии.

Трактор, лыжи, груз, учить, футбол, зелень, гитара, комбайн, баян, варить, шахта.
– Выделите суффиксы.

О т   д а н н ы х  имён существительных образуйте имена прилагательные, используя суффиксы: , -ов, -ев, -ск.

Сад, сирень, сентябрь, звезда, клён, село, окунь, класс, книга.
– Выделите суффиксы.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

(По) шли гулять лягушонок, цыплёнок, муравей и жучок. (При) шли на реч..ку. Лягушонок прыгнул (в) воду и остал..ных (п..) звал. Но никто (не) умел плавать. Лягушонок (за) х...х..тал. Друз..я обиделись и (пр..) думали. Цыплёнок (пр..) нёс л..сточ..к, мышонокскорлупку, муравей – соломинку, жучок – верёв..ч..ку. (П..) строили они корабл..к, сели и (п..) плыли.
                                                                                По В. Сутееву.
– В подчеркнутых словах выделите суффикс.

С п и ш и т е , вставив пропущенные буквы.

Св..тило солн..шко. (Под) с..сной (у) р..ки была барсуч..я н..ра. (У) н..ры с..дел барсук. Вот зв..рёк (из) дал слабый звук. Из тёмной н..ры стали (вы) п..лзать барсуч..та. М..лыш.. были мал..н..кие и ж..рн..н..кие. Барсуч..та стали играть. Они (пере) катывались с боку на бок по сырой з..мле. Мал..н..кий барсучонок был самый в..сёл..н..кий.
                                                                                По И. Аксёнову.
– В подчёркнутых словах выделите суффиксы.











Комментариев нет:

Отправить комментарий