среда, 18 апреля 2012 г.

Задания для самостоятельной работы по русскому языку


____________________________________     Д или Т?
гря_ка - _________________                 тру_  -_____________   ло_ка-_________________
заря_ка - ________________                  го_ - ______________   пала_ка-________________
тетра_ка - ________________                бра_ - _____________   шёрс_ка-________________
запла_ка-_________________                похо_-_____________   зага_ка-_________________
незабу_ка-________________                гра_ - _____________   объе_ки-________________
сла_кий-_________________                 дроз_-_____________   закла_ка-________________
гру_ка-_________________          верблю_-___________           гла_кий-________________
подъез_-________________          огоро_- ____________    ре_кий- _________________
Озаглавь. Подчеркни главные члены предложения (кроме 8-го пр.).
         Витя и Илья шли из школы д_мой. Они спустились к р_ке. Р_бята
поб_жали по льду. Хру_кий   лё_ затр_щал. Витя упал в х_лодную  воду.
Он схв_тился за тонкую кромку льда. Лё_ кр_шился. Б_жать за помощью
было д_леко . Илья попол_  по льду к другу. Он выт_щил Витю на бере_.
Подпиши части речи, вставь буквы.
         Стр_на*, ск_льзить, л_сной*, т_скает, гн_здо, цв_тёт, п_щит, л_пить ,
п_ро, н_чной, др_жат*, х_лодный*, сл_пой, м_ряк*, б_гун*, т_рпеть,ст_нать,
взгл_нуть, т_жёлые, гр_зовая*, с_довник*, к_лосья, пот_плело, кр_чать,_кно.
Озаглавь. Подчеркни глав. члены во 2, 3, 5, 6, 7, 8 предл.Подпиши прилагательные.
         За на шим дв_ром есть б_льшая г_ра. Под_ём* на гору покрыт
тонким л_дом. С утра до веч_ра ст_ит на г_ре шум. Страшно ехать первый ра_ на санях. Мальчи_ки* сели гур_бой и мч_тся стр_лой. А Костя с_ехал на к_ньках. С лаем б_жит за ним Жучка. Шалун_я Катя с г_ры ск_тилась и в сугро_ св_лилась. См_шно и вес_ло д_творе*!
Почеркни главные члены предложения (кроме 1, 6, 9).
Сн_га зан_сли п_ляны* и луга.  Белые к_вры накинуты на речку* Мокшу. Бережно укрыта озимая* пшеница. Белый пух з_мли не д_ёт пром_рзать к_рням д_ревьев. Б_рё_ки* ст_ят в т_шине. А что это за снежный д_мишко*? Я тронул его ги_кой палочкой*. Это ок_зался мур_вейник. Где его ж_льцы? Они спят глубоко внизу.


Подпиши части речи.
Озв_реть, к_лечко*, к_рневой, кр_кунья, к_рмить, д_ждевой*, прин_сти, подв_зать, зв_зда, к_лючий, к_нёк*, к_смический, зап_х, др_жать, взгл_нуть, угр_жать, в_л_сок*, л_дышка*, г_рластый*, л_бяжья, объ_снить, отг_дать, зан_сить, г_ловушка*, н_вичок*, с_рняк*, уг_стить.
Вставь пропущенные буквы.
Грозд_я р_бины, об_ехал весь свет, пришла с к_пел_ю, с_ёмка фильма, раз_ярённый зверь, охотнич_я избу_ка*, раз_езд машин, об_яснил задачу, под_ехал к с_сне, в_рон_и пер_я, с_езд учителей, в_ёт гн_здо, под_ёмный* кран, белич_и запасы*, интересная п_еса, с_ёжился от холода*, в_ехал в гара_.
Вставь пропущенные буквы.
         Ре_кий дож_ь, сла_кий* пиро_, мя_кая тра_ка*, ре_кий зап_х*, св_зать
варе_ки, нап_сать расска_, прот_нуть прово_, пт_нец озя_, зале_ на стол_, ло_кий скр_пач, прож_вать хле_, т_рпеть холо_, кл_новый* л_сток*, осв_щать дв_ры*, б_лить д_ревья, кл_вать з_рно, рассм_шил до слё_.
Вставь буквы, подпиши части речи.
         См_льчак, п_сётся, л_нивый*, св_тить, в_сёлый, кр_чит, с_ло, б_глец, тр_щать, п_чёный, т_жёлый, н_зина*, д_лёкий, в_сенний, др_жать, гн_здо.
         Разре_, чертё_, кру_ка, кро_ки, овра_, гря_ка, ре_ка, ре_ька, у_кий, уло_*, дро_ь, вле_, озя_, бедня_ка, брати_ка*, бума_ка, серё_ки*, сапо_ки.
Озаглавь.
Быстр_ л_тело* время*. Был уже целый ря_ х_лодных* утренников. Ре_кий* ветер ярос_но обрывал лист_я* и ун_сил их._ сеннее небо часто покрывалось т_жёлыми _блаками. Шёл мелкий* до_ ь. Каждый день уже н_слись мимо стаи перелётных* птиц. На душе* стало грус_но.
         Зв.-букв.:СЫРОСТЬ, ПЕРЕЛЁТ, ЯРОСТЬ (короткий).
Определи падеж у существительных.
         Вын_сти на пл_ща_ку, _буться в сапо_ки*, за скр_пучей дверью, моро_ кр_пчает*, зам_ло сн_жком, с х_лодным взглядом*, н_чле_ в ст_пи, про хл_п_тливого б_льчонка,* по скользкой* г_ре, на р_ке прору_ь, под звёз_ным* небом,  из-за ярос_ного вихря*, о ре_кой гост_е, за ло_кой рыбёшкой*, выле_* из гн_зда, уд_ржать синицу.
ПОДСТАВЬ ПРИСТАВКИ.
         …крыть, …б_жать, …д_рить, …см_треть, …н_сти, …кр_чать,. …л_мать, …рвать, …вя_ка, …св_тил, …бл_стел, ..к_чал, …п_сал, …б_вать, …л_вать, …к_зать, …_снить, …л_пить, …т_лкнуть.  ЗДЕСЬ –зв.-букв.


Исправь ошибки.
         Посный суб,доблесный баец, усный раскас*, злосный* окрик, гиганская асина, плиснул вадой, зависливый* челавек, ясная паготка*, позняя ягатка, искусная скатерть, палезная маркофь, отвесная скола, учасливый галасок*.
Раскрой скобки.
(От)плыл (от)берега, (на)шёл (на)дороге, (за)шло (за)тучу, (при)служивал (при)дворе, (на)пал (на)след, (про)читал (про)героев, (до)брались (до)леса.

Допиши по 4 слова на каждое правило.
М_рской, сугро_, грус_ный, с_ел, снег_пад.
Найди и выдели приставки.
Подъём, подбежал, подорвал, пододеяльник, подвиг, подумал, подошёл, подушка.
Забил, заяц, заморозки, запахи, замок, запеть, запад, завязка, завтра, заварка.
Объём, обувь, обдумал, обязан, оборот, обозвать, обезьяна, обида, облить, обед.
Ь,Ъ?С_едобный*, в_юга, собач_я, с_ёжился, раз_ярённый, об_едение, вороб_и*, жил_ё*,с_язвил*, вз_ерошенный, об_явление, сер_ёзный, грозд_я*, варен_е, из_ян, под_ехал, с_ёмка, здоров_е*, об_ём, ненаст_е, в_езжать, об_ятия, пред_явить.
А,О? С_лонка,_зёрный, ст_ловая, к_мок, тр_пинка, тр_винка, тр_стинка, л_скать, с_ринка,ст_рожка, ст_рушка, хв_инки, д_ждинка, пл_тина, оч_рование,пок_зался.
З,С? Увя_, гры_ть, ры_ь, слё_ки, ска_ка, сала_ки, изморо_ь, пово_ка, прока_ник,коло_, па_тбище, ми_ка, исче_, пол_ти, не_ти, сколь_кий, у_кий, но_ки, свя_ка, до_ки.
Д,Т?Влас_ный, ужас_ный, мес_ный, полез_ный, горес_ный, капус_ный, вкус_ный, звёз_ный, трос_ник, чес_ный, час_ный, счас_ливый, лес_ный, небес_ный, поз_но.
Озаглавь. В подчёркнутых сущест. определи падеж.
         За окном х_лодная* з_ма. П_б_лели окрес_ные* п_ля и луга. Лёд ск_вал реки и _зёра. Мохнатые кр_савицы ёлки нар_дились в белые шу_ки. Тихо з_мой в ельнике.* Вдруг в л_су по_вилась стайка северных* г_стей. Это кл_сты. С шумом _ни прон_слись
над тихой п_ляной. Словно яркие бусы, птицы обл_пили* в_ршины елей. На в_рхушках* елей в_сят гроздья т_жёлых шишек. Цепкими ко_тями кл_сты* стали т_скать вкус_ные* с_мена. В лапах ёлок спрятаны ж_лища этих птичек. Там уже выв_лись прелес_ные* пт_нцы*. Заботливые мамы сп_шат
нак_рмить их еловой кашей.
Определи падежи у существительных.        
Н_сились в воздухе, на лё_ких обл_ках, по кр_ю з_мли, с_жу в овра_ке, м_чтать о со_нце, возле гн_зда, для п_рнатых* друзей, у л_сного оз_ра*, с извес_ным п_сателем*, под т_жёлым взглядом*, уд_вились рассказу, поз_ним* веч_ром, про мес_ного поэта, горо_ ст_леваров*, по мя_кой д_роге*, об_ехать окрес_ность, счас_ливого пути.

Определи у существительных род, склонение,число, падеж.
По степи – по чему? (степь),ж.р.,3 скл.,ед.ч.,Д.п..
         По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.
На лесной опушке щебетала стайка синиц.
Определи падежи у существительных.        
Н_сились в воздухе, на лё_ких обл_ках, по кр_ю з_мли, с_жу в овра_ке, м_чтать о со_нце, возле гн_зда, для п_рнатых* друзей, у л_сного оз_ра*, с извес_ным п_сателем*, под т_жёлым взглядом*, уд_вились рассказу, поз_ним* веч_ром, про мес_ного поэта, горо_ ст_леваров*, по мя_кой д_роге*, об_ехать окрес_ность, счас_ливого пути, зап_хи* цв_тов, на вз_ерошенного в_робья, к л_б_диному* гн_зду, по мя_кому к_вру, с в_сенней к_пелью, про ло_кую* л_сицу, нелё_кая участь, к извес_ной* тр_пе, из сла_кого нектара, хл_по_тливые мур_вьишки, без см_литых почек, ранн_ *утро.
За дальним селом растёт молодой лес.
ЗА СЕЛОМ, РАСТЁТ, МОЛОДОЙ _  разобрать как часть речи.
Определи у существительных род, число, падеж.
По степи – по чему? (степь),ж.р.,ед.ч.,Д.п..
         По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.
Разбери предложение по членам, выпиши словосочетания.
         За вершинами леса скрылось весеннее солнце.
Разбери существительные как части речи.
         Под норой – сущ.,под чем?,нора,ж.р.,ед.ч., Т.п..
 Из зерна, за горой, о птицах, про песню, перед обедом, по сказкам, в дупле, с чувством, на пороге, к солнцу.
         Первые скворцы важно зашагали по по грядкам.
Вставь окончания у прилагательных, определив род по существительному.
         Лесн_ озеро, весен_ погодка*, син_ небо, зимн_ *сапоги, летн_ дождь, дальн_* село, Чёрн_ море, ближн_ деревенька*, утренн_ заморозки*, весёл_ капель*, лёгк_ облака, тонк_ стеклышко*, осенн_ ненастье, ранн_ песня, ярк_свет, мышин_ *гнездо.
         На опушке леса распустились нежные подснежники.

Определи окончания у прилагательных.
         Ярк_ впечатление, лёгк_ набросок*, знойн_ утро, утренн_ *кофе, сладк_ какао, весёл_ *кенгуру, тонк_ аромат, нежн_ чувство, летн_ прогулка*, зимн_ пальто, тёпл_ взгляд*, трудн_ правило, весенн_ *ярмарка, син_ тучи, поющ_ птички*.
         На берегу реки растут вековые сосны.
Вставь окончания, определи род и число у прилагательных по существительному.
         Ранн… в_сна, зимн… д_ньки*, весенн… дыхание, вч_рашн… грусть, лё_к… облака, тонк.. зап_хи*, син… небо, б_рёзов… роща, с_л_вьин… трели*, осенн… л_ства, ре_к… укр_шение, крепк… нервы, поз_н… встреча*, горяч… сердце*.
Разбери как части речи:  к тебе, у неё, за доской, о птицах.
Вставь окончания, определи род и число у прилагательных по существительному.
         Ранн…* в_сна, зимн… д_ньки*, весенн… дыхание, вч_рашн… грусть, лё_к… облака, тонк.. зап_хи*, син… небо, б_рёзов… роща, с_л_вьин… трели*, осенн… л_ства, ре_к… укр_шение, крепк…* нервы, поз_н…* встреча*, горяч… сердце*, настоящ_ чу_ство, утренн_* п_х_л_дание, полярн_сияние, хрупк_ ст_кло, син_ ю_ка, упрям_ л_ша_ка*, м_гуч_ стр_на, узк_ руч_и, майск_* жук*, сколь_к_ дно, дальн_* село.
По коре дуба стучит пёстрый дятел.            ПО КОРЕ, НА ПЕСКЕ -…как часть речи.
У сущ. определи склонение, у глаголов – время, прил. разбери по составу.
         Ог_рчение, гр_бник, дв_рцовый, поз_л_неет, г_л_сище, г_л_вной, ог_рчить, в_черняя, прокр_чали, выгл_нул, вел_кан, угр_жающий, обв_сти, загр_знение, ярос_ный, уг_сает, погр_ничник, уд_вит, г_ристый, б_лезнь, з_рно, п_сти, д_р_жить, г_лубиный, охр_няет, к_лючка, д_лёкое, зап_х, пох_л_дало, испечь.
         Лёгкий ветерок сквозит в ветвях клёна.

У глаголов определи время.
Л_тательный* а_арат, т_жёлые шм_ли*, радос_ный* взгля_, п_хуч_ *с_рень, зацв_ли с_ды, зап_щат* пт_нцы, кр_чат п_стухи*, п_з_л_нели па_тбища, вз_ерошенные пта_ки*, разл_ваются руч_и, похв_лить подру_, утренн_* р_са, на в_ршин_ ёлк_, п_ж_леть* пичу_ку, к_люч_ *ежата*, жу_ащ_ пч_ла, ранн_ зв_зда, гр_зовые* обл_ка, м_л_дые хв_инки*, л_сные тр_пинки*, от избушк_ к п_лянк_, на макушк_ осинк_.
В зелени заблестели беленькие цветочки земляники. В ЗЕЛЕНИ – …  как часть речи
У глаголов определи время и спряжение.
Весенн_ отт_пель*, з_лёная д_лина, п_хуч_ с_рень, д_лёк_ пас_бище, утренн_ *пейза_, огл_дел* мес_ность, по_вились почки, цв_точный наря_, м_р_сит дож_ь, засв_тил луч_, упол_* под к_рягу, зап_х* тра_, грус_ный* ви_, выгл_нул ландыш_, п_лящ_* солнце, бл_стит* на тр_ве, зак_чались хру_кие ст_б_льки*, ги_кая б_рё_ка*, уд_вительн_ кр_с_та, пот_нулись д_мой, отцвёл трос_ник, ярос_ный* вет_р, др_жал* от злост_, хрус_нула* ве_ка акаци_, хл_потливые* б_льчата, пот_мневш_ небо, зап_здал_ в_сна.
Разбери как части речи:  НА ТРАВЕ, У ТЕБЯ, ПОДУМАЕТ.

Запиши слова в указанных падежах.
         Тетрадь – Д, морковь – П, календарь – В, кормушка – Р, жадность – П, космос –
П, метеорит – Р, иллюстрация – Д, комета – В, спутник – В, чуткость – Д.
Определи падеж: запуск ракеты, пропустить корабль, полёт на Меркурий, искать звезду, гулять по Марсу, поймать взгляд, смотреть на небо, идти в парк, строить замок, увидеть океан, плывут льдины, проводить друга, проводы друга, провожает друг.Подчеркнуть существительные – неодуш., ср.р., 2 скл., В.п., ед.ч..
Разбери предложение по членам, выпиши словосочетания.
         Ярко блестят в воздухе тонкие паутинки.
Найди главные члены предл., построй схемы.
         За окном дует холодный* ветер летят по кругу кленовые *листья.
         Журавли попрощались* с родным краем взлетели* ввысь* и скрылись за горизонтом.
         Утром деревья искрились огоньками и в листве вспыхивал* солнечный луч.
         Птичьи голоса* уже смолкли а зверьё ещё суетится.
НА ТРАВЕ - …как часть речи
Разбери глаголы по образцу.
         Плава_т – глаг., (что делает?), н.ф.-плавать, н.в., 3л., ед.ч., I спр., гл.чл..
Рису_шь -…, сверка_м - …, леп_те - …, кол_шь - …, стро_т - …, печата_м - …, наблюда_т - …, спрос_т - …, напиш_те - …, играла - …, подерж_шь - ….
Запоздалая сова чиркает крылом о снег и улетает в темноту.-разбор предл.






Комментариев нет:

Отправить комментарий