вторник, 3 апреля 2012 г.

Комплексные контрольные работы




для учащихся 4 класса (вариант 1)
Часть 1.
В журнале «Отчего и почему» Катя и Миша прочитали один и тот же текст. Катя сказала, что это сказка, а Миша с ней не согласился. Прочитай этот текст, выполни задания и реши, кто из ребят прав.
Добрый совет
Когда Земля была совсем юной, ледяная тишина окутывала её. Скованные вечным льдом, спали ручьи и реки, моря и океаны. Шумные ветры тихо дремали в глубоких расселинах скал. И всё потому, что молодое Солнце ... боялось высоты! Поднимаясь утром на востоке, оно изо всех сил держалось за Линию Горизонта. Его лучи только скользили по планете, не согревая её.
Шло время, а на Земле ничего не менялось.
Однажды возле Солнца пролетала Мудрая Старая Комета. Она сразу заметила что-то неладное:
– Уважаемое Светило! Не могли бы Вы подняться чуть выше Линии Горизонта? Эта прекрасная планета никогда не проснётся, если Вы не согреете её своими лучами!
– Я не могу, – ответило Солнце и отчаянно покраснело. – Я боюсь высоты.
– Это поправимо! – сказала Мудрая Старая Комета. – Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигните её, то страх высоты навсегда пройдёт. Прощайте, Солнышко! Прислушайтесь к моему совету.
Утром Солнце сразу же устремилось к точке, которую указала ему Комета.
К полудню оно достигло зенита* и решило осмотреться. И тут наконец увидело Землю – не краешек, не половинку, а всю планету целиком, такую прекрасную и удивительную, похожую на огромный голубой шар.
Любовь и нежность переполняли Солнце. Его лучи согревали озябшую Землю так, что стали плавиться льды в морях и океанах. Но первыми оттаяли ветры – и разлетелись по всей Земле. Они радостно свистели и улюлюкали на безлюдной пока планете.
А Солнце, совсем забыв о боязни высоты, пошло на запад, чтобы обогреть свою планету со всех сторон.
Прошли многие тысячи лет, прежде чем Мудрая Старая Комета смогла навестить знакомое Светило.
– Как поживает Ваша прекрасная планета? – спросила она.
Солнце загадочно промолчало.
Над Землёй занимался рассвет. Когда туманная дымка растаяла, Комета увидела синие реки и озёра, полные воды, моря и океаны, в каждом из которых отражалось Солнце, зелёные леса и цветущие луга. И каждый цветок тянулся к Солнцу, к его живительному теплу.
За всю свою бесконечно долгую жизнь Мудрая Старая Комета не видела ничего прекраснее. На её морщинистом лице выступили слёзы. Солнце хотело осушить слёзы Кометы, но их становилось всё больше и больше. Горячие солнечные лучи превращали их в пар, который сметал с лица Кометы космическую пыль.
«Я, кажется, помолодела!» – подумала Мудрая Старая Комета и тут увидела своё отражение в одном из океанов Земли. Что это? За ней тянулся длинный серебристый шлейф.
– Как красиво! – воскликнула она. – Спасибо, Солнышко! – и унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах.
С тех пор нашу Солнечную систему часто посещают кометы. И каждая, становясь моложе, получает от Солнца подарок – длинный сияющий шлейф – в память о том, как когда-то давным-давно одна из комет помогла ему добрым советом.
А. Бондаренко


* Зенит – наивысшая воображаемая точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой наблюдателя.
1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную цифру.
1) Мудрая Комета никогда в жизни не видела своё отражение.
2) Шумные ветры навсегда остались дремать в глубоких расселинах скал.
3) Мудрая Старая Комета получила в подарок от Солнца длинный шлейф.
4) Солнце так и не смогло увидеть всю планету целиком.
2. Выпиши предложение, в котором есть доказательство того, что в те времена, о которых рассказывается, людей еще не было.
______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Давно ли Мудрая Старая Комета дала Солнцу свой совет? Докажи свой ответ словами из текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему наша планета так растрогала Мудрую Старую Комету, когда она увидела ее во второй раз?
______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Можно ли по комете узнать, побывала ли она уже в Солнечной системе? Отметь ответ R.
¨
Да
¨
Нет
Объясни свой ответ ______________________________________________
6.Автор называет солнце разными словами, слово «Солнце» уже записано. Найди в тексте ещё 2 слова и запиши их.
Солнце, _______________________________________________________
7. Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Ответило Солнце и отчаянно покраснело». Обведи нужную цифру.
1) бесстрашно
2) сильно
3) смело
4) рискованно
8. Тебе встретилось предложение: «И Добрая Старая Комета унеслась в далёкий космос, чтобы рассказать своим подругам обо всех этих чудесах». Напиши два примера того, о чём она могла рассказать.
1) ____________________________________________________________
2) _____________________________________________________________
9.Текст называется «Добрый совет». Почему совет, который Комета дала Солнцу, можно назвать добрым?
______________________________________________________________________________________________________________________________
10. Составь и запиши план текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________
11. Ты уже знаешь, что у слов бывает прямое и переносное значение. Найди словосочетание, в котором одно из слов употреблено в переносном значении, обведи нужную цифру.
1) глубокие расселины
2) прекрасная планета
3) ледяная тишина
4) туманная дымка
12. Объясни, в каком значении употреблено сочетание слов «точка зрения» в отрывке: «Вам только нужно поменять свою точку зрения. Правда, эта точка, называемая зенитом, находится довольно высоко, в самой середине неба. Но если однажды Вы достигните её, то страх высоты навсегда пройдёт».
______________________________________________________________________________________________________________________________
13.Какой частью речи является встретившееся в тексте слово «светило»?
________________________________________________________________
Какой другой частью речи может быть слово «светило»?
________________________________________________________________
Придумай предложение, в котором оно будет этой частью речи.
________________________________________________________________


14.В тексте есть слово «Земля». Напиши, когда в соответствии с правилами русского языка оно пишется с заглавной буквы.
1) ____________________________________________________________
2) _____________________________________________________________
3) _____________________________________________________________
15. Что в этом тексте совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи два примера.
1) ____________________________________________________________
2) _____________________________________________________________
16. Что в этом тексте не совпадает с тем, что ты узнал на уроках «Окружающего мира»? Приведи один пример.
1) ____________________________________________________________
17.Вода может существовать в разных состояниях. Все ли они упоминаются в тексте?
¨
Да
¨
Нет
Назови их.
________________________________________________________________
18. Ты помнишь, что Катя считает, что «Добрый совет» – это сказка, а Миша с ней не согласен. Кто же из них, по-твоему, прав?
¨
Катя
¨
Миша
Приведи два объяснения того, почему ты так думаешь.
1) ____________________________________________________________
2) _____________________________________________________________



ЧАСТЬ 2.
МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ
Алёна после школы рассказала маме, как на уроке они проделывали опыт по выделению из почвы минеральных солей. Мама заметила, что эти вещества есть не только в почве, но и в любом живом организме. Еще она сказала, что всегда следит, чтобы ее семья правильно питалась и получала все необходимые минеральные соли. Алена решила проверить, все ли правильно делает ее мама. Вот что она узнала о минеральных солях.

Всем живым организмам необходимы минеральные соли. Корни растений всасывают содержащиеся в почве растворы минеральных солей. Человек и животные получают их вместе с пищей или напитками. Какие же соли необходимы человеку для поддержания здоровья?
Кровь человека красная, потому что в ней есть специальное вещество гемоглобин, содержащее соли железа. При недостатке железа в пище существует риск возникновения малокровия. В крови есть еще и поваренная соль, поэтому она немного солоноватая на вкус.
Кости человека содержат соли кальция, а недостаток кальция может привести к разрушению зубов или плохому развитию скелета. А вот недостаток в организме солей магния может стать причиной ухудшения работы кишечника.
При нормальном питании организм, как правило, получает достаточное количество различных минеральных солей. А вот поваренную соль постоянно необходимо добавлять в пищу.

берегитесь нитратов!

Овощи и фрукты ежедневно должны быть на нашем столе. Но иногда безобидное румяное яблочко или аппетитная веточка винограда могут быть чрезвычайно опасными! Если при выращивании растений в почву вносят излишки азотных удобрений, то в ней повышается содержание вредных для здоровья минеральных солей – нитратов.
У свеклы нитраты скапливаются, в основном, в верхней части корнеплода, у моркови – в центральной желтой части, а у капусты – в кочерыжке. Оказавшись в организме человека, нитраты могут нарушать работу кровеносной системы. Они способствуют развитию вредных кишечных микроорганизмов, которые выделяют в организм человека ядовитые вещества.


Содержание минеральных солей
в продуктах питания


Минеральные соли
Продукты
Соли магния
Горох, курага, кукуруза, лук, шпинат
Соли кальция
Молоко, рыба, свекла, фасоль, репа, редис
Соли калия
Шампиньоны, бобы, шпинат, морковь
Соли железа
Яблоки, абрикосы, соя, кабачок

Ответь на вопросы и выполни задания

1. Какова цель текста «Берегитесь нитратов!»? Обведи цифру рядом с выбранным тобою ответом.
1)
Проинформировать о необходимости употреблять овощи и фрукты.
2)
Проинформировать о минеральных солях – нитратах.
3)
Предупредить об опасности нитратов в овощах и фруктах.
4)
Рассказать о неправильном внесении азотных удобрений.
2. Дополни предложение. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.
Кровь человека красного цвета, так как в ней есть специальное вещество, содержащее соли
1)
калия
2)
кальция
3)
железа
4)
магния
3. На осмотре у стоматолога у Алены обнаружили кариес, и врач порекомендовал ей есть побольше определенных продуктов. Какие из приведенных ниже продуктов мог порекомендовать врач?
1)
яблоки, курага, сливы
2)
молоко, творог, рыба
3)
помидоры, апельсины, хлеб
4)
горох, орехи, изюм
4. Алёна очень любит редиску. Но при неправильном выращивании в редиске могут оказаться вредные нитраты. Каким образом в организм Алены могут вместе с редиской попадать нитраты? Дополни приведенную ниже схему.
5. Недостаток в организме некоторых минеральных солей может привести к различным нарушениям. Запиши в правом столбце таблицы, какие минеральные соли необходимы при данных нарушениях.
Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей
Какие минеральные соли необходимы при данном нарушении?
1. Ухудшение работы кишечника


2. Плохой рост скелета


3. Малокровие



6. Алёна делает салат из капусты с морковью и хочет, по возможности, избежать риска попадания в него нитратов. Какие части этих овощей она должна выбросить и не употреблять для салата? Запиши свой ответ.
Капуста ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Морковь _______________________________________________________
_______________________________________________________________

Рекомендации ученикам.

Работа, которую вам предстоит выполнить, — очень интерес­ная! Сначала надо прочитать текст. Это может быть рассказ, сказ­ка или информационная заметка. Читать надо очень внимательно и вдумчиво, потому что задания, которые вы будете выполнять, со­ставлены с опорой на содержание текста или по его теме.
Вам предстоит выполнить 20 заданий — по 5 вопросов по ли­тературному чтению, русскому языку, математике и окружающе­му миру. Задания расположены не по предметам, а вперемешку — от более лёгких к более сложным. К каждому заданию приведены три варианта ответа, из которых только один верный. Ваша зада­ча — указать верный ответ. Для этого цифру, которая обозначает, на ваш взгляд, правильный ответ, надо обвести кружочком.
Работа рассчитана на 60 минут. Если у вас осталось время — вернитесь к тем заданиям, которые пропустили, потому что не зна­ли ответа или сомневались в его правильности. Если отметили кружочком неверный ответ — зачеркните его и отметьте кружоч­ком верный.
Желаем успехов!

Вариант №2
Грибная удача
Миша учится в 4 классе. В свобод­ное время он читает книги, рисует, иг­рает в хоккей с ребятами. С нетерпени­ем ждёт выходных дней, чтобы с отцом пойти в зоопарк, на стадион, на рыбал­ку или в лес. Вот и сегодня у отца вы­ходной, и они пошли в лес за грибами.
Сначала лес был редкий. Им встре­чались нарядные, в золотом уборе из листьев, берёзки, мол­чаливые дубы, стройные сосны. Потом сосен стало много. Отец остановился и спросил: «Ты слышишь запах?». Ми­ша ответил: «Да, пахнет грибами». «Не просто грибами, а рыжиками. У них особый запах. Нас ждёт грибная удача». И действительно, отец вскоре нашёл семейку молоденьких, чистеньких рыжиков. Они стали собирать грибы. Миша ак­куратно срезал ножом и положил в свою корзину несколько грибочков. Проходя очередную полянку, он увидел, как из-под хвои выглядывают рыжики, и закричал: «Папа, иди сю­да. Я тоже нашёл рыжики!»
Вечером, когда они вместе с мамой перебирали грибы, чудесным ароматом наполнился весь дом. Мама похвалила грибников и сообщила, что папа собрал рыжиков в два раза больше, чем Миша, а всего они принесли 78 рыжиков. Она сказала: «Зимой будем кушать солёные рыжики и вспоми­нать сегодняшний день».
Ночью Миша крепко спал. И снились ему золотая берёз­ка, полянка среди сосен, где они с отцом отдыхали, и много-много рыжиков.

1. В 6 предложении Им встречались нарядные берёзки,
молчаливые дубы, стройные сосны назовите прилага­тельные. Прилагательные в этом предложении употребленыв форме
1)  единственного числа
2)  множественного числа
3)  число отсутствует
2. Из скольких абзацев состоит текст?
1) из трёх             2) из двух             3) из четырёх
3. В каком ряду все слова являются однокоренными?
1)       грибы, грибной, грибник, грибочки
2)   молчаливый, молчать, молчание, мочалка
3)   поляна, полянка, поле, пол
4. В какое время года отец с сыном пошли за грибами?
1) весной                  2) летом                  3) осенью
5. Найдите во втором предложении первого абзаца слова, отвечающие на один и тот же вопрос и являющиеся одним и тем же членом предложения. Это
1)       одноименные члены предложения
2)   однородные члены предложения
3)   односложные члены предложения
6. Среди каких деревьев Миша нашёл рыжики?
1) среди берёз         2) среди дубов         3) среди сосен
7. В предложении В свободное время он читает кни­ги, рисует, играет в хоккей с ребятами найдите гла­голы. Эти глаголы
1)         1-го спряжения настоящего времени единственного числа 3-го лица
2)         2-го спряжения прошедшего времени единственного числа
3)         1-го спряжения прошедшего времени множественно­го числа
8.      Папа старше Миши в 4 раза и старше мамы на 4 года.
Сколько лет Мише, если сумма их возрастов 86 лет?
1) 11 лет                   2) 9 лет                    3) 10 лет
9. Данный текст является
1)      художественным
2)      научно-популярным
3)      научным
10. Укажите, как в тексте названы берёзки, сосны, дубы.
Выберите верный вариант ответа.
1)       молчаливые берёзки, стройные сосны, нарядные дубы
2)       нарядные берёзки, молчаливые дубы, стройные сосны
3)       нарядные берёзки, стройные дубы, молчаливые сосны
11. Достаточно ли будет четырёх одинаковых банок, чтобы уложить для засолки все принесённые грибниками рыжики, если в каждую банку можно уложить только 19 грибов?
1)      нет, останется 2 рыжика
2)  да, можно уложить 78 рыжиков без остатка
3)  да, но в одной из банок будет только 12 рыжиков
12. Сколько рыжиков собрал Миша?
1) 52                           2) 26                           3) 18
13. Какой из абзацев можно озаглавить «У рыжиков — осо­бый запах»?
1) первый                 2) второй                 3) третий
14. От Мишиного дома до леса 2 км 280 м, а до реки — 2080 м. Какое расстояние Миша пройдёт быстрее: от дома до леса или от дома до реки, если будет проходить эти рас­стояния с одинаковой скоростью?
1) от дома до леса быстрее, так как 2 км 280 м меньше 2080 м
2)  от дома до реки быстрее, так как 2080 м меньше 2 км 280 м
3)  затратит одинаковое время, так как 2080 м равно 2 км 280 м
15. Грибы из какой группы не рекомендуется собирать?
1)  белый гриб, лисичка, рыжик
2)  мухомор, бледная поганка, ложный опёнок
3)  подберёзовик, подосиновик, груздь
16.    Почему Миша срезал ножом грибы?
1)   чтобы не повредить ножку гриба
2)   чтобы не повредить шляпку гриба
3)   чтобы не повредить грибницу
17.    В каком ряду все глаголы являются глаголами первого спряжения?
1)  учиться, читать, ждать, ходить
2)  слышать, видеть, сообщить, кричать
3)  кушать, вспоминать, срезать, отдыхать
18.    В течение суток Миша распределяет время так: 1/3 суток — сон, 1/24— суток — зарядка, завтрак, 1/4 суток — доро­га в школу и из школы, занятия в школе, 1/6 суток — обед, выполнение домашних заданий, ужин, а остальное время — свободное. Сколько у Миши в сутках свободного времени?
1)8ч 2) 4ч          3)5ч
19.    В каком лесу грибники нашли рыжики?
1) в смешанном        2) в хвойном        3) в лиственном
20. Что такое лес?
1)  Лес — это много разных фруктовых деревьев.
2)  Лес — это часть земной суши, покрытая древесной растительностью.
3)  Лес — это дикорастущие кустарники.



Вариант №3
Висячие сады

      Из истории нам известны семь чу­дес света; эти технические и художе­ственные творения вызывали восхи­щение и удивление в те давние време­на. Вторым чудом света называют ви­сячие сады Семирамиды.
        Долгое время это чудо света счита­ли прекрасной легендой, пока реаль­ное существование садов Семирамиды не доказали археологи. При проведе­нии раскопок под тысячелетним слоем глины и песка они на­ткнулись на сооружение, которое представляло собой ряды каменных столбов, державших на себе своды. Сверху кре­нились пальмовые балки, на которых был насыпан боль­шой слой земли. Сад представлял собой квадрат со сто­роной 120 метров. В саду высаживали различные декора­тивные деревья, кустарники и самые разнообразные цветы. Растения, растущие высоко над землёй, создавали впечат­ление паривших в воздухе садов, вот почему они получили название висячих. Сад был построен в честь вавилонской царицы-амазонки Семирамиды в IX веке до новой эры.
В России первый висячий сад был создан в Московском Кремле в XVII веке. Для тринадцатилетнего Петра I был построен висячий сад размером 20м х 8 м1. В Петербур­ге первый висячий сад был построен при Елизавете Пет­ровне. Второй висячий сад, самый большой, его площадь 1200 квадратных метров, был построен в Зимнем дворце при Екатерине II. Висячий сад в Зимнем дворце был как бы ми­ниатюрной копией сада Семирамиды. Сад сохранился и до наших времён. Плодовых деревьев в нём нет, а растёт си­рень, жасмин, шиповник и цветы.


1.  Кто такой Пётр I?
1) король                   2) император                  3) президент
2. Почему нельзя употреблять в пищу немытые овощи и фрукты?
1)        немытые овощи и фрукты невкусные
2)   потому что будет ругать мама, если есть немытые
3)   на их поверхности находятся вредные для здоровья микробы
3. Археология — это наука
1)          изучающая по предметам прошлое людей
2)    изучающая по языку прошлое людей
3)    изучающая прошлое по рассказам людей
4. Сколько в тексте абзацев?
1) 4                                      2) 2                                      3) 3
5. Какой абзац можно озаглавить «Открытие археологов»?
1) первый                        2) второй                        3) третий
6. Укажите группу дикорастущих растений.
1)         левкой, петуния, нарцисс
2)    цикорий, зверобой, шалфей
3)    гладиолус, тюльпан, роза
7. Как называется цветник в парке, имеющий, как правило,
круглую форму?
1) газон                          2) грядка                          3) клумба
8. Сколько в предложении Сад сохранился и до наших  времён второстепенных членов?
1) 1                                       2) 2                                      3) 3
9. В предложении Сад сохранился и до наших времён  найдите сказуемое. Какой частью речи оно выражено?
 1) существительным   2) глаголом   3) прилагательным
10.  В каком ряду все слова стоят в творительном падеже?
1)         для царя, у растения, над землёй
2)    над сводами, в воздухе, миниатюрный
3)    кустарниками, с цветами, плодовыми
11. Укажите правильный перечень природных условий для благоприятного развития плодовых деревьев.
1)    свет, тепло, удобрения, воздух, почва
2)    свет, тепло, вода, воздух, почва
3)    свет, тепло, воздух, песок, вода
12. Укажите слово, в котором все согласные мягкие.
1) растёт                        2) дворец                        3) деревья
13. Какое из словосочетаний текста говорит о древности на­ходки археологов?
1)         многолетний слой
2)    тысячелетний слой
3)    слой глины и песка
14.  На участке квадратной формы со стороной 120 метров посадили фруктовый сад. Ряды саженцев отстоят от границ участка на 5 м и друг от друга в рядах тоже на 5 м. Сколько
саженцев посадили?
1) 14400                               2) 625                               3) 529
15.  Для кого из русских правителей была построена миниа­тюрная копия сада Семирамиды?
1)    для Петра Первого
2)    для Елизаветы Петровны
3)    для Екатерины Второй
16.  Найдите периметр висячего сада, построенного для Пет­ра I.
1) 28 м                              2) 56 м                              3) 160 м
17.  Назовите слово, которое с точки зрения грамматических признаков является лишним.
1) шиповник                       2) сирень                        3) куст
18.  В вазе стоит букет из веточек жасмина и сирени. Веточки жасмина составляют  1/3 часть букета. Сколько веточек сирени в букете, если их на 6 больше, чем веточек жасмина?
   1) 12            2) 18        3) 24
19.  Какой висячий сад имел большую площадь — сад Семи­рамиды или построенный при Екатерине II?
1)      Семирамиды, так как его площадь больше 1200 кв. м
2)      построенный при Екатерине II, так как 1200 кв. м больше площади висячего сада Семирамиды
3)      их площади равны
20.   В саду растут яблони, груши и сливы. Всего 147 деревьев. Яблонь в саду в 3 раза больше, чем слив, и на 28 больше, чем груш. Сколько яблонь растёт в саду?
1) 25                                          2) 47                                   3) 75


Комментариев нет:

Отправить комментарий