воскресенье, 6 мая 2012 г.

Комплексные контрольные работы для подготовки к экзамену



Демонстрационная версия
краевой контрольной работы по общеучебным умениям
(блок «Работа с информацией)
для учащихся, оканчивающих 4 класс в 2011 году

Прочитайте тексты и ответьте на вопросы после каждого из них.

Текст 1. Черепахи – образец жизни в броне. Сближаются два щита панциря – нижний (пластрон) и верхний (карапакс), – и хозяйка спокойно наблюдает в щёлочку: что там снаружи? Может быть, поэтому черепахи – долгожители Земли. Ещё 200 миллионов лет назад эти задумчивые создания – размер некоторых достигал 6 метров – «путались под ногами» у динозавров. Но в итоге благополучно пережили огромных грозных ящеров и даже почти не изменились.
Черепахи растут всю жизнь – иногда по 100-200 лет. Самая большая сухопутная черепаха живёт на Галапагосских островах: длина её панциря до полутора метров, вес до 200 килограммов. А самая большая морская черепаха достигает 2 метров и весит полтонны.
Черепахи фантастически живучи и выносливы. Зелёная морская черепаха преспокойно может унести столько человек, сколько уместится на её панцире.
Но вся эта «бронезащита» совершенно бесполезна при встрече с человеком. Столетиями безобидные медлительные животные были лёгкой добычей для пиратов и браконьеров. Сегодня около 100 видов находятся на грани вымирания. Из гигантских галапагосских черепах на свете осталась всего одна. Её так и зовут – Одинокий Джордж.

1. Что такое карапакс?_________________________________________________
2. Сколько может прожить черепаха-долгожитель? ________________________
3. Где обитают самые тяжёлые черепахи планеты? _________________________
4. Как изменились черепахи за 200 миллионов лет? ________________________
5. Выберите и обведите один, самый точный, заголовок для этого текста.
А. Строение черепах.
Б. Живой танк.
В. История Одинокого Джорджа.
Г. Со щитом и без защиты.







Текст 2. На дне лежал странный камень, до половины засыпанный песком. Если бы не его правильная форма – он напоминал огромный ольховый лист с зубчиками по краям, – моё внимание на нём не задержалось бы. Но эти зубчики меня смутили. Кому понадобилось так причудливо украшать подводный камень?
Я поплыл к камню, не соблюдая осторожности, шумно, а когда приблизился, произошло неожиданное. Камень подпрыгнул – во все стороны полетели фонтаны песка, – привсплыл и оказался большой черепахой.
Изогнув шею, черепаха уставилась на меня чёрными пуговичками глаз, а затем двинулась вверх. Медленно всплывая, она достигла ярко освещённых слоёв воды, и тогда щит её вспыхнул коричневыми и зелёными красками. Выпуклые костяные бляшки оказались покрытыми, как мхом, пучками тонких водорослей. Теперь черепаха напоминала не камень, а цветочную клумбу.
Она двигалась, равномерно взмахивая ластами-крыльями. То парила в воде, то стремительно неслась вперёд, похожая на большую величественную птицу.

1. Перечислите все предметы, с которыми сравнивает черепаху автор ________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Пронумеруйте события в том порядке, в каком о них рассказывается в тексте.
Номер 1 уже поставлен.
_ Черепаха слышит человека.
_ Черепаха всплывает к поверхности.
_ Черепаха замечает человека.
1 Человек замечает необычный камень.
_ Черепаха выбирается из песка.

3. Почему автор называет лапы черепахи «крыльями»? __________________________________________________________________
4. Зачем автор пишет «камень подпрыгнул»? Почему не пишет «черепаха подпрыгнула»? _______________________________________________________
____________________________________________________________________

5. Какова главная мысль этого текста? Обведите букву одного ответа.
А. Черепаха боится приближения человека.
Б. Черепахи в своей стихии очень красивы.
В. Черепаху трудно заметить.
Г. Черепахи хорошо умеют плавать.
Текст 3. Для изучения способностей черепах учёные соединили две стеклянные стенки в виде буквы V. В углу этого «лабиринта» поставили кормушку, а с противоположной стороны по очереди выпускали черепах-«первопроходцев». В это время черепахи-«наблюдатели» сидели в клетке рядом.
Увидев за стеклом еду, «первопроходцы» сразу бежали к кормушке. Но ни одна не догадалась обойти стенку, все застряли перед стеклом. И это при том, что каждой из них дали по 12 попыток.
Тогда учёные научили «первопроходцев» обходить преграду, чтобы дойти до корма. После этого тот же опыт проделали с черепахами-«наблюдателями». Результат оказался следующим:
«Первопроходцы»
«Наблюдатели»
Имя черепахи
Число успешных попыток из 12
Имя черепахи
Число успешных попыток из 12
Александра

Олдос

Вильгемина

Моисей
11
Эсме

Молли
3

1. Заполните пустые клеточки в таблице, если известно, что самой сообразительной оказалась черепаха по имени Олдос.

2. Какие способности черепах хотели изучить в этом эксперименте? Обведите букву одного верного ответа.
А. Способность чувствовать запах еды через стекло.
Б. Способность показывать дорогу сородичам.
В. Способность использовать опыт других черепах.
Г. Способность преодолевать преграды.

3. Что учёные узнали о черепахах из эксперимента? Обведите буквы всех верных ответов.
А. Черепахи-«наблюдатели» умнее черепах-«первопроходцев».
Б. Не все черепахи одинаково сообразительны.
В. Черепахи могут учиться на чужом примере.
Г. Черепахи видят еду через стекло.


Интегрированная проверочная работа для 4 класса

I этап.

Прочитай текст. Выполни задания после текста.

________________________________________________

Интересно, кто придумал карандаши – эти волшебные палочки, приносящие столько радости? До появления карандашей люди рисовали углём на стенах пещер. Позже чертили острой палочкой на глиняных дощечках. Древние китайцы и японцы выводили иероглифы кисточками из верблюжьей шерсти, которые макали в тушь. На Руси были в ходу гусиные перья. Ими писали на берёзовой коре, а позже на бумаге.

Карандаши появились не так давно. Современным карандашам около 200 лет. Само слово “карандаш” в переводе с тюркского языка означает “чёрный камень”. Почему? Он состоит из тонкого графитового стержня и деревянной трубочки, которая нужна для того, чтобы не ломался графитовый камень, не пачкались руки, а карандаш было удобно держать.

Не всякое дерево годится на карандаш. Для производства карандашей хорош, например, сибирский кедр или красный можжевельник – у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко, её удобно строгать.

Графит добывают в горах, он такой же чёрный, как и уголь. Но одного  графита мало, нужна ещё хорошая глина, чтобы стерженёк карандаша был прочным;  нужны клей и жир, чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.  

А как делают цветные карандаши? В состав стержня добавляется краситель нужного цвета. 

Знаете ли вы, что одного карандаша хватит на то, чтобы провести линию длиной 60 метров. Карандаши верно и надёжно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты для записей и зарисовок под водой. Безотказен карандаш в условиях невесомости, поэтому он верно служит космонавту. На полярных станциях и ледниках, там, где очень низкая температура воздуха, шариковые ручки могут замёрзнуть, а карандаш – нет.


1) Определи, к какому жанру относится текст? Отметь «галочкой» правильный ответ.

□ Сказка               □ Басня              □ Рассказ               □ Научно-популярный текст

2) Составь план текста:

        1. ___________________________________________________________

        2. ___________________________________________________________

        3. ___________________________________________________________

        4. ___________________________________________________________

        5. ___________________________________________________________

        6. ___________________________________________________________

3) Из каких частей состоит карандаш? Заполни схему:

Карандаш


____________________________                        ____________________________

4) Какие материалы необходимы для изготовления простых карандашей? Выбери один правильный ответ и отметь его «галочкой»:

□ Графит, глина, клей, жир, краситель

□ Графит, глина, клей, жир

□ Уголь, глина, клей, жир

5) Чем рисовали люди до появления карандашей? Заполни таблицу, пользуясь текстом.
Место рисования и письма  
Предмет рисования и письма

На стенах пещер      


На глиняных дощечках        


Иероглифы    


На коре          




6) Почему кедр и можжевельник хороши для производства карандашей? Выпиши ответ из текста: ___________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7) Что обозначают эти слова? Напиши:

Иероглифы - ______________________________________________________
__________________________________________________________________

Аквалангисты - ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Невесомость - _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Графит - __________________________________________________________

8) Отметь, где искал(а) информацию об этих словах (можно отметить несколько ответов)?

□ В орфографическом словаре

□ В словаре синонимов

□ В толковом словаре

□ В энциклопедии

□ В интернете

□ В других источниках (напиши): __________________________________

9) Подумай и допиши предложение:

Если бы не было карандашей ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




10) Определи главную мысль текста. Выбери наиболее удачный заголовок. Запиши его перед текстом на специальной строке.

□ Карандаши               

□ Чем писали люди?               

□ Волшебные палочки       

□ Кто придумал карандаши?

□ Из чего делают карандаши?

Обсуди в паре с одноклассником:

11) Чем можно писать и рисовать в наше время (в 21 веке)? _______________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________



Комплексная работа


Часть А.
Первая часть А1-А10 содержит 10 заданий. К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.
А 1.   Каким способом можно узнать температуру воздуха?
1.    Наблюдением.
2.    Построением моделей.
3.    Измерением.
4.    Постановкой опытов.
А 2.  Укажите, что происходит в природе с водой.
1.  Водоворот воды в природе.
2.  Накопление воды в природе.
3.  Исчезновение воды в природе.
4.  Круговорот воды в природе.
А 3.  Как ты поступишь, если увидишь незнакомое растение с красивыми цветами?
1.    Попробую на вкус, чтобы решить, можно их есть или нельзя.
2.    Пройду мимо, так как незнакомое растение есть опасно.
3.    Соберу ягоды, чтобы угостить знакомых и друзей.
4.    Сорву ягоды вместе с ветками и выброшу.
А 4. Какой совет ты бы дал детям, собирающимся играть с незнакомой    собакой?
1.    Вы поступаете правильно, так как собак надо жалеть.
2.    Собака – друг человека, поэтому играть можно с любой собакой.
3.    Незнакомых собак надо опасаться, они могут быть больными или агрессивными.
4.    Надо обязательно прогнать чужую собаку со двора.
А 5.  «Вся еда, какая бы сложная она ни была, …состоит из трёх главных   частей…» О каких трёх главных частях нашей пищи идёт речь в книге     Г. Юдина «Главное чудо света»?
1.    О калориях, весе и росте.
2.    О витаминах, жирах и калориях.
3.    О белках, жирах и углеводах.
4.    О здоровье, силе и долголетии.
А 6.  Отметь группу, в которой перечислены условия, необходимые для роста   и развития растений.
1.    Тепло, песок, кислород, вода.
2.    Воздух, холод, вода, темнота.
3.    Свет, земля, питательные вещества.
4.    Свет, тепло, вода, воздух, питательные вещества.
А 7. Выбери правильное высказывание:
         1.  Алмаз – самый мягкий минерал.
         2.  Поиском полезных ископаемых занимаются геологи.
         3.  Минералы состоят из горных пород.
         4.  Природный газ имеет жёлтый цвет.
А 8. Какой город является столицей России?
          1.  Саратов.
          2.  Санкт – Петербург.
          3.  Москва.
          4.  Минск.
А 9.  Отметь события, которые не относятся к истории России.
1.    Битва на Куликовом поле, 1380 г.
2.    Открытие Антарктиды, 1820 г.
3.    Первый полёт человека в космос, 1961 г.
4.    Великая Отечественная война, 1941-1945 г.г.
А 10. Назовите природное явление нехарактерное для Саратовской области.
  1. Гололёд.
  2. Паводок.
  3. Тайфун.
  4. Засуха.

Часть В.

Часть В включает три задания В1-В3, каждое требует вашего ответа в виде слова или слов в единственном числе именительного падежа, которые вы впишите в бланк ответа №1 без пробелов и запятых, каждая буква в отдельной клеточке.

В 1. Разбей объекты на две группы, запиши названия групп в бланк ответа без пробелов и запятых, начиная с названия группы, к которой относится слово Африка.

        Африка, Южная Америка, Гренландия, Австралия, Евразия, Мадагаскар, Антарктида,   
       Северная Америка, Цейлон.

В2. Прочти текст, какая природная зона описана?   
        Подул сильный ветер. Солнце потускнело и скрылось в мутной дымке. Стало смеркаться. Песок вился змейками, закручивался вихрями, набивался в рот, глаза, уши. Верблюды лежали, вытянув шеи, закрыв ноздри и глаза.  

В3.  Вы гуляете в лесу. Вдруг вам навстречу из чащи вышел лось. Прочтите сценарий поведения, выпиши номер ошибочного высказывания или  действия.
 1.Лось – не хищник, поэтому убегать необязательно. 2.Но он дикий и может быть опасен. 3.Поэтому стоит поостеречься. 4.Надо взять палку и залезть повыше  на ближайшее дерево. 5.Необходимо тихо подождать, пока лось сам уйдёт в лес.
Часть С. 
Задания С1–С2-самые интересные. Обдумав ответ, запишите его в произвольной, развёрнутой форме в бланке ответа №2.
С1.  Объясни, что такое океан и перечисли все океаны Земли.      

С 2.Нарисуй  рисунок и подпиши на нём: исток реки, русло, устье, приток, левый берег, правый берег.




ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ

     Кто не видел белого медведя? В зоопарках он — обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом. Подошвы лап у белого медведя поросли густой шерстью, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.
     Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не pаз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.   
     Белый медведь тюленей ловит  не только на льду, украдкой к  ним подползая. Обычный его приём атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска  и шума, сползает в воду, плывёт туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.
     Тюлени — главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу — леммингов, песцов. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.
     Белый медведь — самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов — 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!
     В природе белые медведи врагов не имеют. Медведица является очень заботливой матерью,  и, тем не менее, смертность медвежат на первом году жизни очень велика. Белый медведь - сравнительно легкая добыча. Зверь не стремится убежать от человека, часто приближается к населенным пунктам, а также к кораблям, находящимся среди льда.
     Как и для всех морских млекопитающих большую, но пока плохо изученную опасность для вида представляет загрязнение окружающей среды. Но самую большую опасность для вида представляют климатические изменения в Арктике. Резкое потепление в последние десятилетие привело к сокращению ледового покрова арктических морей.
Тюлень – млекопитающее животное. Хорошо приспособлен к жизни в воде, но не может существовать совершенно независимо от суши. Питается рыбой.


Ле́мминги — ряд родов грызунов подсемейства полёвковых. У всех леммингов плотное телосложение, короткие ноги и хвост, маленькие, скрытые в меху уши. Длина тела 10 см, масса — 20 г. Питаются осоками, кустарничками и мхами. За сутки лемминг съедает вдвое больше, чем весит сам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.    Ты прочитал текст о белом медведе. В чём состоял замысел автора этого текста?
1)    предостеречь читателя от опасности нападения
2)    пригласить всех в путешествие по Арктике
3)    рассказать о белых медведях, их повадках и образе жизни
4)    рассказать, как белый медведь охотится

2.    Теперь ты знаешь, что
1)    белый медведь меняет летом цвет шерсти
2)    белый медведь никогда не приближается к жилью человека
3)    белый медведь ловит тюленей только на льду
4)    все белые медведи отличные ныряльщики

3.    Прочитав текст, ты узнал, что меню белого медведя более разнообразно
1)    зимой
2)    весной
3)    летом
4.    Чтобы пересказать текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты в нужной последовательности, обозначив их цифрами.
_ Опасности для медведя
_ Внешний вид белого медведя
_ Ловкий и хитрый охотник
_ Какие медведи пловцы
_ Пища медведя
_ Вес белого медведя

5.    Данный текст можно прочитать
1)    в толковом словаре
2)    в сборнике сказок о животных
3)    в энциклопедии животного мира
4)    в сборнике рассказов русских писателей о животных

6.    Есть ли в природе враги у белого медведя? Найди ответ в тексте и выпиши нужное предложение.
________________________________________________________________________________________________________________

7.    Найди в выписанном предложении глаголы, имена существительные, имена прилагательные и предлоги. Подпиши их.

8.    Найди в этом предложении слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова» и выпиши их
________________________________________________________

9.    К каким группам относятся животные, упоминающиеся в статье?
1)    звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся
2)    млекопитающие, рыбы
3)    звери, птицы, рыбы, земноводные


10.  К какой группе животных можно отнести белого медведя по способу питания?
1)    хищник
2)    всеядный
3)    растительноядный
4)    на­секомоядный
11.  Составь цепь питания, используя сведения из текста.
12.  Сколько тюленей может съесть семья из двух медведей за 3 года? Составь числовое выражение для решения этой задачи, используя данные текста. Найди значение этого выражения.
________________________________________________________
13.  Кто тяжелее: медведица или медведь-самец? На сколько килограммов? Составь числовое выражение для решения этой задачи, используя данные текста. Найди значение этого выражения.
________________________________________________________
14.  Сможет ли белый медведь выпрыгнуть на льдину из воды, если высота льдины 180 см?
1)    да, так как 1 м 8 см < 2 м
2)    да, так как 1 м 8 дм < 2 м
3)    нет, так как 1 м 8 см > 2 м
4)    нет, так как 1 м 8 дм > 2 м
15.  Из текста ты узнал, сколько минут может пробыть медведь под водой. Сколько это составит секунд?
________________________________________________________
16.  Напиши не менее двух опасностей для белых медведей. Почему эти опасности представляет угрозу для существования вида?

1)
потому что …


2)
потому что …







Время тестирования : 90 минут







Комментариев нет:

Отправить комментарий